• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1820"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Алексей Степанович Хомяков, о жизни и творчестве
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    2. О свободе и необходимости, по поводу Спинозы, Канта и других философов
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. Вадим
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    4. Воспоминания об Алексее Степановиче Хомякове (Записи В. И. и Д. В. Хитрово 1843-1853 года.)
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    5. Новград
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    6. Пирожкова Т. Ф.: Хомяков и Аксаковы (История отношений: 1840-1860.)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    7. Дмитрий Самозванец. Действие пятое
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    8. Щеголев П. Е.: Хомяков Алексей Степанович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    9. И. Щ.: Жизнь в семье Хомяковых
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Алексей Степанович Хомяков, о жизни и творчестве
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: много спустя после его кончины — и лишь к концу XIX столетия, когда были, хотя и в относительной полноте, изданы основные его сочинения, когда отшумели бури «шестидесятнической» революционности и начала формироваться русская религиозная философия, — выявились действительные масштабы этой фигуры московского спорщика, щеголявшего в европеизированных салонах в зипуне и мурмолке. Но- и здесь, в позднейшем осмыслении, не обошлось без парадоксов. В конце прошлого века выдающийся русский историк К. Н. Бестужев–Рюмин восклицал: «Стыд и срам русской земле, что до сих пор в Москве Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовется Хомяковской и не стоит на ней его статуя. Хомяков! Да у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин!» Восклицая так, историк прошлого не мог вообразить себе возможностей будущего «стыда и срама». Собачья площадка в Москве уже никогда не будет названа Хомяковской, — по той простой причине, что лишь немногие москвичи сейчас уже могут указать, где была эта самая Собачья площадка, исчезнувшая при очередной реконструкции. Не сохранился и дом, бывший замечательным памятником городской архитектуры. В 1918 году в этом доме стараниями дочери...
    2. О свободе и необходимости, по поводу Спинозы, Канта и других философов
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: Бог, человек, природа — все равно, а необходимость у него необходима по недоразумению. Действие или свободно, или несвободно: воля или необходимость. Если я все во всем, если я substantia чистая, какая же необходимость? Я сам себе закон. Действую только я на себя, по свойству бытия безусловного, а не по определению своей натуры; ибо натура есть только бытие, определенное действием, высочайшая свобода. — Кто виноват? Душа ли Спинозы или его разум? Кажется, предшественники его сбили. Кант. Лучше всех, а тоже сбился: начал смиренно, а окончил попыткой на творение. Ученики его совсем не поняли, и он наконец, сам себя не понял, а памятника заслуживает. Убил скептицизм, доказал, что вера есть высшее, безусловное знание, а категории-формулы, а слова-символы, которых уже определить нельзя. Что пространство и время? — Ordo rerum coexistentium et consequentium (Лейбниц) или visionum, по Канту. Чт о coexistere et consequi? — Время и пространство входят в свое определение. — Quid est a? — A est symbolum vocis a. — Quid est vox a? — Differt ab hoc et ab illo, pronunciatur. — Nihil. Сущность мысли не определилась. Это определение по отрицанию. Quid est vox а? — Vocem a nominamus eam, quae a’ — no modo pronunciatur. — Это...
    3. Вадим
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    Часть текста: падет.  И облака за облаками  Бегут туманными грядами.  Но вот широкими шагами  Из бора вышед, по полям,  По черным и крутым скалам  Кто вдалеке, как тень, ступает,  Звуча копьем в огромный щит?  Но он запел. Пусть бор шумит,  Пуст ветр уныло завывает,  Пусть волны брег колеблют свой,  Пусть... Громче, чем их ужасный вой,  Чем стон дубрав, рев скал ужасный,  Ловца младого голос ясный:  "О Стрибога дети, шумите, шумите!  Играйте, Полканы, с седою волной!  И песнею дикой мой дух веселится;  Вадиму приятны и буря, и бой.  Меня здесь угрюмая степь воспитала,  Родителя щит колыбелию был,  И буря младенцу ко сну припевала,  И первый луч утра к сраженьям будил.  Младенец с младыми боролся волками,  У дикой лисицы птенцов похищал,  И Ладоги шумные волны руками  Средь бури и грома, смеясь, рассекал.  Любил я и ветер холодный осенний,  Любил я плесканье ревущих валов,  И зимние хлады, и бури весенни,  Но сердце желало лишь битв и врагов.  Прощай же, о Ладоги берег пустынный,  Свидетель счастливых младенческих лет.  К победе, ко славе! Их голос призывный  В далекие страны Вадима зовет.  И вскоре пришелец надменный узнает,  Как сын Ротибора оружьем играет".  И булаву со спины широкой  Сорвал он мощною рукой  И в камень, часть скалы высокой,  Ударил тяжкой булавой.  Ударил - яркий брызнул пламень,  Треща раздался черный камень.  Часть пала в пропась, и кругом  Раздался вдруг ужасный гром.  Казалось, пропасти взревели,  Валы свирепей закипели;  Гул загремел в ущельх гор,  Стеня, завыл огромный бор,...
    4. Воспоминания об Алексее Степановиче Хомякове (Записи В. И. и Д. В. Хитрово 1843-1853 года.)
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: фигурирует в хомяковских штудиях по крайней мере с 1924 года (например, в путеводителе Б. В. Шапошникова "Бытовой музей сороковых годов". М., 1924. С. 21), но которые остаются не изданы и в 2004-м... Но не совсем точно было бы именовать Владимира Ивановича Хитрово автором записок об Алексее Степановиче Хомякове. По свидетельству сына, Хитрово с юности имел обыкновение писать ежедневно свои записки. Многотомный дневник носил название "Memoires de ma vie" ("Записки о моей жизни"). Дмитрий Владимирович Хитрово вспоминал: "Влад<имир> Ив<анович> очень любил заниматься, вел ежедневный дневник, весьма интересный, нечто вроде семейной хроники, и, как глубоко набожный человек, составлял еще систематические выписки и комментарии на религиозные вопросы, под именем "Цветника Духовного", оставшиеся теперь у наследников в нескольких десятках томов" 2 . Рукопись дневника Хитрово до сих пор не обнаружена, она либо погибла в революционных...
    5. Новград
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Новград Новград Средь опустенья и развалин, Над быстрой волховской струей, Лежит он мрачен и печален, К земле приникнув головой. Обнажены власы ведые; Совлечены с могучих плеч Доспехи грозные, стальные, И сокрушен булатный меч; Широкий щит, разбитый в брани, Вдали лежит среди полей, И на бросавшей молньи длани Гремит бесславие цепей. Тебя ли зрю, любимец славы? Веков минувших мощный сын, Племен властитель величавый, России древний исполин? Ах, не таков в минувши годы Являлся ты своим врагам! Тогда покорные народы Носили дань к твоим стопам; Ты средь толпы сынов стоял И твой венец из мшистых башен Чело свободное венчал.  [Начало 1820-х годов]
    6. Пирожкова Т. Ф.: Хомяков и Аксаковы (История отношений: 1840-1860.)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. Ф. Павлов, В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, С. П. Шевырев и другие знаменитости. У Аксаковых, живших в Москве с осени 1826 года, тем временем старший сын Константин (1817-1860) в 1835 году окончил словесное отделение Московского университета. Еще в 1833 году К. Аксаков видел Хомякова на вступительной лекции С. П. Шевырева по русской словесности, а в университетском кружке Н. В. Станкевича распевал ставшей общей студенческой песнью "За туманною горою" - казачью песню из драмы Хомякова "Ермак". В 1840 году он познакомился с Алексеем Степановичем, завязалась дружба, произошло сближение двух семейств. С этого года К. С. Аксаков - деятельный член славянофильского содружества, в его лидере Хомякове нашедший единомышленника, верящего в историческую миссию России среди других стран, в ее народ, в сельскую общину, в силу предания. Буквально завороженный хомяковской идеей "воспитания общества", Константин Сергеевич истово проповедовал ставянофильские воззрения в салонах того времени, первым из славянофилов оделся в русскую одежду (сапоги, рубашка с косым воротом, зипун, мурмолка), отпустил бороду. Хомяков также оделся в русский костюм и осенью 1844 года вместе с Д. Н. Свербеевым отправился в Тулу показывать мурмолку "тамошним львицам"....
    7. Дмитрий Самозванец. Действие пятое
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    Часть текста: не улетайте,       Помедли, ночь! Заутра страшный день.       Заутра вновь, о ужас, пред народом       От сына отрекусь, заутра вновь       Обманщику дам царское названье,       И вся земля услышит, церковь вся       Во образе святого патриарха       Благословит народ. Нет, не пойду.       Я не хочу и не должна. Довольно       Мучения я на душу взяла,       Довольно тяжких дней, ночей бессонных       Я провела. И вновь теперь идти,       Вновь грешный дух продать нечистым силам.       В виду земли и внемлющих небес,       В виду творца, и ангелов, и смертных!       Я не могу!.. Но, горе! Я клялась,       Безумная клялась перед иконой       И крест святой в свидетели звала;...
    8. Щеголев П. Е.: Хомяков Алексей Степанович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: убеждения Х. имеют свои корни в семейных традициях и обстановке детских лет. Мать воспитала его в строгой преданности православной церкви и национальным началам жизни. Сначала главное внимание было обращено родителями Х. на новые и латинский языки, которому учил их аббат Boivin. В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Х. Санкт-Петербург показался языческим городом; он решил претерпеть все мучения, но не отказываться от православной веры. В Санкт-Петербурге Х. учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, где по зимам жили родители Х. после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820). Здесь Х. и его брат близко сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми, и вместе с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева, слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности. Закончив образование, Х. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 г. Х. поступил на службу в кирасирский полк, стоявший на юге России. В годы юности Х. мечтал о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Х. перешел в конногвардейский полк и жил в Санкт-Петербурге. В начале...
    9. И. Щ.: Жизнь в семье Хомяковых
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: женщина, державшая в своих руках весь дом и огромное хозяйство. Ей Х., по собственному признанию, был обязан "своим направлением и своей неуклонностью в этом направлении". Все позднейшие убеждения Х. имеют свои корни в семейных традициях и обстановке детских лет. Мать воспитала его в строгой преданности православной церкви и национальным началам жизни. Сначала главное внимание было обращено родителями Х. на новые и латинский языки, которому учил их аббат Boivin. В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Х. Санкт-Петербург показался языческим городом; он решил претерпеть все мучения, но не отказываться от православной веры. В Санкт-Петербурге Х. учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, где по зимам жили родители Х. после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820). Здесь Х. и его брат близко сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми, и вместе с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева, слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности. Закончив образование, Х. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 г. Х. поступил на службу в кирасирский полк, стоявший на юге России. В годы юности Х. мечтал о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Х. перешел в конногвардейский полк и жил в Санкт-Петербурге. В начале 1825г. Х. вышел в отставку и уехал за границу. В Париже он занимался живописью и заканчивал свою трагедию "Ермак" (поставлена в Санкт-Петербурге в 1827г.). На возвратном пути, в конце 1826 г., Х. побывал в Швейцарии, Северной Италии и землях северных славян, которые его встретили как "любимого родственника". В 1827 - 1828 ...