• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1827"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    2. Щеголев П. Е.: Хомяков Алексей Степанович
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    3. И. Щ.: Жизнь в семье Хомяковых
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    4. Григорьев А. А.: О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса.(Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    5. О свободе и необходимости, по поводу Спинозы, Канта и других философов
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    6. Баландин А. И.: Хомяков А. С. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. Элегия на смерть В. Киреевскому
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Д. В. Веневитинов
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Молодость
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    10. Желание
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. А. С. Хомяков. Политические письма 1848 года. Письмо 1
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    12. К В. Киреевскому
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Поэт
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. Старость
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    Часть текста: Проблема "Пушкин и Хомяков" представляет собою часть общего вопроса о творческих взаимоотношениях Пушкина и славянофилов, об отношении Пушкина к зарождавшемуся русскому славянофильству и славянофильства - к Пушкину. Этот вопрос довольно редко ставился исследователями и частично намечен лишь в книге В. И. Кулешова "Славянофилы и русская литература". Указав на факты недоверчивого отношения Пушкина к формирующейся славянофильской идеологии, В. И. Кулешов делает, однако, характерное примечание: "Тут много еще ожидает нас мелочей, требующих объяснения, догадки". 1 Сам "реестр" подобных непонятных "мелочей" оказывается довольно обширным: неизвестно откуда взявшийся портрет Петра Киреевского на рукописи "Полтавы", который появился лет за шесть до передачи ему поэтом своих записей русских народных песен; хвалебные отзывы Пушкина об Иване Киреевском, поддержка им "Европейца" наряду с фактами настороженного отношения поэта к трансцендентализму Киреевского; восторженное почитание Пушкина всеми славянофилами, собиравшимися под его портретом в салоне Елагиной, при том, что многие из них не чувствовали к поэту "особенной симпатии", и т. д. и ...
    2. Щеголев П. Е.: Хомяков Алексей Степанович
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: Главой семьи была мать, Марья Алексеевна (урожденная Киреевская, умерла в 1858 г.), властная и энергичная женщина, державшая в своих руках весь дом и огромное хозяйство. Ей Х., по собственному признанию, был обязан "своим направлением и своей неуклонностью в этом направлении". Все позднейшие убеждения Х. имеют свои корни в семейных традициях и обстановке детских лет. Мать воспитала его в строгой преданности православной церкви и национальным началам жизни. Сначала главное внимание было обращено родителями Х. на новые и латинский языки, которому учил их аббат Boivin. В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Х. Санкт-Петербург показался языческим городом; он решил претерпеть все мучения, но не отказываться от православной веры. В Санкт-Петербурге Х. учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, где по зимам жили родители Х. после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820). Здесь Х. и его брат близко сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми, и вместе с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева, слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности. Закончив образование, Х. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 г. Х. поступил на...
    3. И. Щ.: Жизнь в семье Хомяковых
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: языки, которому учил их аббат Boivin. В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Х. Санкт-Петербург показался языческим городом; он решил претерпеть все мучения, но не отказываться от православной веры. В Санкт-Петербурге Х. учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, где по зимам жили родители Х. после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820). Здесь Х. и его брат близко сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми, и вместе с ними продолжали образование под руководством доктора философии Глаголева, слушая на дому лекции профессора университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности. Закончив образование, Х. выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 г. Х. поступил на службу в кирасирский полк, стоявший на юге России. В годы юности Х. мечтал о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Х. перешел в конногвардейский полк и жил в Санкт-Петербурге. В начале 1825г. Х. вышел в отставку и уехал за границу. В Париже он занимался живописью и заканчивал свою трагедию "Ермак" (поставлена в Санкт-Петербурге в 1827г.). На возвратном пути, в конце 1826 г., Х. побывал в...
    4. Григорьев А. А.: О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса.(Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    Часть текста: чувствований, переноситься в состояния духа, ему чуждые, в настройства чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.   II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от ...
    5. О свободе и необходимости, по поводу Спинозы, Канта и других философов
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: не клеится с знанием. Частное с общим не мирится. Мальбранш такожде, но он много понял правды. Частное видит и познает только в общем. Человек истину знает в Боге. Жаль, не знаю Якова Бёме; впрочем, у мистиков сравнение всегда идет за довод ; душа покойна, а это хуже, чем неудовольствие, оставляемое материализмом. Спиноза … Он совсем не материалист; он хуже — он ничего. Мысль, пространство, Бог, человек, природа — все равно, а необходимость у него необходима по недоразумению. Действие или свободно, или несвободно: воля или необходимость. Если я все во всем, если я substantia чистая, какая же необходимость? Я сам себе закон. Действую только я на себя, по свойству бытия безусловного, а не по определению своей натуры; ибо натура есть только бытие, определенное действием, высочайшая свобода. — Кто виноват? Душа ли Спинозы или его разум? Кажется, предшественники его сбили. Кант. Лучше всех, а тоже сбился: начал смиренно, а окончил попыткой на творение. Ученики его совсем не поняли, и он наконец, сам себя не понял, а памятника заслуживает. Убил скептицизм, доказал, что вера есть высшее, безусловное знание, а категории-формулы, а слова-символы, которых уже определить нельзя. Что пространство и время? — Ordo rerum coexistentium et consequentium (Лейбниц) или visionum, по Канту. Чт о coexistere et consequi? — Время и пространство входят в свое определение. — Quid est a? — A est symbolum vocis a. — Quid est vox a? — Differt ab hoc et ab illo, pronunciatur. — Nihil. Сущность мысли не определилась. Это определение по отрицанию. Quid est vox а? — Vocem a nominamus eam, quae a’ — ...
    6. Баландин А. И.: Хомяков А. С. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: кандидата математических наук. Он сближается с бр. Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодежи, тяготевшей к немецкой идеалистической философии (кружок "любомудров"). В это же время у X. возникают и литературные интересы: он пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", оставшейся незавершенной, переводит античных авторов (Вергилия, Горация и др.). В 1821 г. впервые выступил в печати, опубликовав в "Трудах Общества любителей российской словесности" перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии". В 1822 г. X. определяется на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в конную гвардию в Петербург, где устанавливает знакомства с литераторами-декабристами и даже печатает в "Полярной звезде" К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева стихотворения "Бессмертие вождя" (1824) и "Желание покоя" (1825). Политические идеи декабризма оказались ему, однако, чуждыми. В 1825 г. он оставляет службу и уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак" (прочитана X. по возвращении в Москву в доме Веневитиновых в 1826 г., поставлена на сцене в 1829 г., отд. изд. в 1832 г.). X. принимает участие в русско-турецкой войне (1828--1829), после окончания которой выходит в отставку и занимается хозяйством в своих имениях. Литературная деятельность X. в эти годы не прекращается. Он активно сотрудничает в "Московском вестнике", "Телескопе",...
    7. Элегия на смерть В. Киреевскому
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Элегия на смерть В. Киреевскому ЭЛЕГИЯ НА СМЕРТЬ В. К(ИРЕВСКОМУ) Я знаю, в гроб его сокрыли И землю сыпали над ним, - Но встанет он из хладной пыли, Он явится глазам моим. Когда-нибудь в часы полночи, Когда все стихнет на земле И, как недремлющие очи, Зажгутся звезды в синей мгле, - Он молча предо мною станет, Неслышим, будто легкий сон, И томно на меня взглянет, И томно улыбнется он. Но не прострет он длани хладной... Стеснится горем грудь моя, И то заплачу я отрадно, То горько улыбнуся я. Что ж медлишь, друг? Я жду тебя. Не думай, чтобы я страшился Увидеть свет твоих очей! Пусть скажут, что ты в гроб сокрылся, - Ты все живешь в груди моей. Другой меня с улыбкой встретит, И темен мне ее привет; Но взор твой все мне дружбой светит, Он светит счастьем прежних лет. [1827]
    8. Д. В. Веневитинов
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: В. Веневитинов Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в Москве 14 сентября 1805 года и в ней провел всю свою молодость; скончался в С-Петербурге 15 марта 1827. Хотя он умер очень молод и написал очень мало, значение его как поэта весьма замечательно; выражение его живописно и сильно, стих звучен и художественно отделан. Можно в нем иногда заметить неопытность молодости и даже неправильный оборот, но эти весьма редкие недостатки искуплены вполне необыкновенной ясностью и простотою, составляющею его отличительный характер; более же всего они искуплены определительностью и глубиною мысли, в которой ясно высказывается светлый и многообъемлющий разум. С Веневитиновым, бесспорно, начинается новая эпоха для русской поэзии, эпоха, в которой красота формы уступает первенство красоте и возвышенности содержания. Он умер в слишком ранней молодости и не совершив подвига, на который казался призванным; но его явление было утешительным признаком начинающегося более самобытного и зрелого просвещения в России, и самый успех его немногих стихотворений доказал, что великие требования его поэтической души были в ней поняты и оценены. Веневитинов не был исключительно художником. Душа ясная и благородная, разум образованный, мыслящий и сильный соединялись в нем в полной и прекрасной гармонии. Первое его явление в обществе, первые шаги на поприще словесности пробудили много и много надежд, которым не суждено было осуществиться; но завет таких людей, как он, никогда не пропадает, другие исполняют то, что Веневитинов обещал: таков ход человеческой мысли. <1844> Примечание Впервые опубликовано в качестве вступления к публикации десяти избранных стихотворений Д. В. Веневитинова в журнале "Библиотека для Воспитания" 1844, Ч. 1....
    9. Молодость
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Молодость МОЛОДОСТЬ Небо, дай мне длани Мощного титана! Я схвачу природу В пламенных обьятях;. Я прижму природу К трепетному сердцу, И она желанью Сердца отзовется Юною любовью. В ней все дышит страстью, Все кипит и блещет, И ничто не дремлет Хладною дремотой. На земле пылают Грозные вулканы; С шумом льются реки К безднам океана, И в лазурном море Волны резво плещут Бурною игрою. И земля и море Светлыми мечтами, Радостью, надеждой, Славой и красою Смертного дарят. Звезды в синей тверди Мчатся за звездами, И в потоках света Льется по эфиру Тайный страсти голос, Тайное признанье. И века проходят, И века родятся, - Вечное боренье, Пламеная жизнь. Небо, дай мне длани Мощного титана: Я хочу природу, Как любовник страстный, Радостно обнять. [1827]
    10. Желание
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Желание ЖЕЛАНИЕ Хотел бы я разлиться в мире, Хотел бы с солнцем в небе течь, Звездою в сумрачном эфире Ночной светильник свой зажечь. Хотел бы зыбию стеклянной Играть в бездонной глубине Или лучом зари румяной Скользить по плещущей волне. Хотел бы с тучами скитаться, Туманом виться меж холмов Иль буйным ветром разыграться В седых изгибах облаков; Жить ласточкой под небеами, К цветам ласкаться мотыльком Или над дикими скалами Носиться дерзостным орлом. Как сладко было бы в природе То жизнь и радость разливать, То в громах, вихрях, непогоде Пространство неба обтекать! [1827]