• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1841"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Григорьев А. А.: О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса.(Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 4. Размер: 166кб.
    2. А. С. Хомяков. Политические письма 1848 года. Письмо 1
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    3. Еще об нем
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    4. Давид
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    5. Письма Н. М. Языкову
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. *** ("Москва-старушка вас вскормила... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    7. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    8. Nachtistuck
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. Семирамида. Славянский мир и его значение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    10. Заметки о "Слове о полку Игореве"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    11. Семирамида. Поэтический инстинкт в истории
    Входимость: 1. Размер: 15кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев А. А.: О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса.(Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 4. Размер: 166кб.
    Часть текста: лицо, с известным образом мыслей, с известною настроенностью чувствований, переноситься в состояния духа, ему чуждые, в настройства чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.   II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как я буду мыслить, верить и чувствовать, а вместе с тем по свойству художества заставлять мыслить, верить и чувствовать других -- иначе, нежели я сам мыслю, верю и чувствую? Выйдет либо...
    2. А. С. Хомяков. Политические письма 1848 года. Письмо 1
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: земли превратилось в властителей, которым служит рус­ская земля. Такой поворот общественный произошел вследствие нрав­ственного переворота. Наше служилое сословие под влиянием иност­ранного просвещения из людей, самостоятельно живших и мысливших, превратилось в подражателей всему чужеземному. Подражание, начиная с внешней стороны жизни, проникло до образа мыслей и действий. Народ не принял участия в этом движении, отделился от передовой своей дружины и ценою рабства искупает доселе самостоятельные на­чала русской жизни. Он принесен был в жертву подражательному направ­лению и его представителям. Такое неправильное соотношение между сословиями не может продолжаться вечно. Рано или поздно оно должно разрушиться, и два сословия, однородные по происхождению, — вновь соединиться в одно народное целое. Живя в Петербурге, я постоянно наблюдал за всеми движениями передовой нашей дружины и видел, что мысль о необходимости само­стоятельного народного развития жизни распространена повсюду. Значит, все более или менее сознательно или бессознательно почувствовали необ­ходимость из положения насильственного и неправильного в отношении к народу придти в другое, более сообразное с человеческим достоин­ством и требованиями народными. Но я колебался и недоумевал: каким образом это могло случиться? Может ли это образованное общество преобразовать себя, перевоспитать и сознательно придти к началам само­стоятельной русской жизни, воскресить народное единство и общение, которое так давно разорвано и в котором одном вся будущность не только России, но и всего славянского мира? Я ласкал ту мысль, что в России совершенно невиданный и всякий подвиг исторического...
    3. Еще об нем
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Еще об нем ЕЩЁ ОБ НЕМ Не сила народов тебя подняла, Не воля чужая венчала, Ты мыслил и властвовал, жил, побеждал, Ты землю железной стопой попирал, Главу самозданным венцом увенчал, Помазанник собственной силы ! Не сила народов повергла тебя, Не встал тебе ровный противник; Но тот, кто пределы морям положил, В победном бою твой булат сокрушил, В пожаре святом твой венец растоптал И снегом засыпал дружины. Скатилась звезда с омраченных небес, Величье земное во прахе !.. Скажите, не утро ль с Востока встаёт? Не новая ль жатва над прахом растет? Скажите!.. Мир жадно и трепетно ждёт Властительной мысли и слова!.. [ Конец 1841 ]
    4. Давид
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Давид ДАВИД Певец-пастух на подвиг ратный Не брал ни тяжкого меча, Ни шлема, ни брони булатной, Ни лат с Саулова плеча; Но, духом божим осенённый, Он в поле брал кремень простой - И падал враг иноплемённый, Сверкая и гремя бронёй. И ты - когда на битву с ложью Восстанет правда дум святых - Не налагай на правду божью Гнилую тягость лат земных. Доспех Саула ей окова, Саулов тягостен шелом: Её оружье - божье слово, А божье слово - божий гром! (1841)
    5. Письма Н. М. Языкову
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: довольно силы духа, чтобы вырваться из унижения, ни довольно подлости, чтобы с ним помириться. Жена вероятно причина дуэли; впрочем, вела себя всегда хорошо. Бедный Пушкин! Пожалей об нем и помни, что если он умрет, так тебе надобно будет вдвое более трудиться. Заочно лобызает тебя твой любящий брат А. Хомяков. 2 <1837> Любезный брат Николай Михайлович. Ты уже вероятно имеешь о дуэли Пушкина довольно много подробностей, и поэтому рассказывать не стану тебе россказней. Одно, что тебе интересно будет знать, это итог. Пушкина убили непростительная ветреность его жены (кажется, только ветреность) и гадость общества петербургского. Сам Пушкин не оказал твердости в характере (но этого от него и ожидать было нельзя), ни тонкости, свойственной его чудному уму. Но страсть никогда умна быть не может. Он отшатнулся от тех, которые его любили, понимали и окружали дружбой почти благоговейной, а пристал к людям, которые его принимали из милости. Тут усыпил он надолго свой дар высокий и загубил жизнь, прежде чем этот дар проснулся (если ему было суждено проснуться). Государь щедр и милостив к его семье; этого я ожидал от...
    6. *** ("Москва-старушка вас вскормила... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: *** ("Москва-старушка вас вскормила... ") Москва-старушка вас вскормила Восторгов сладостных млеком И в гордый путь благословила За поэтическим венком. За песен вдохновенных сладость, За вечно свежий ваш венец, За вашу славу - нашу радость, Спасибо, наш родной певец! Да будет ваше небо ясно; Да будет светел мир труда; И да сияет вам прекрасно Любви негаснущей звезда. [Февраль 1841. ]
    7. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: "Славянофилы и русская литература". Указав на факты недоверчивого отношения Пушкина к формирующейся славянофильской идеологии, В. И. Кулешов делает, однако, характерное примечание: "Тут много еще ожидает нас мелочей, требующих объяснения, догадки". 1 Сам "реестр" подобных непонятных "мелочей" оказывается довольно обширным: неизвестно откуда взявшийся портрет Петра Киреевского на рукописи "Полтавы", который появился лет за шесть до передачи ему поэтом своих записей русских народных песен; хвалебные отзывы Пушкина об Иване Киреевском, поддержка им "Европейца" наряду с фактами настороженного отношения поэта к трансцендентализму Киреевского; восторженное почитание Пушкина всеми славянофилами, собиравшимися под его портретом в салоне Елагиной, при том, что многие из них не чувствовали к поэту "особенной симпатии", и т. д. и т. п. 2 Но именно комплекс этих "мелочей" заключает, по нашему мнению, возможности решения этого весьма сложного вопроса, самой значительной и самой загадочной частью которого оказывается проблема, поставленная в заглавии настоящей статьи. Среди фактов общения Пушкина и Хомякова наиболее известным оказался эпизод их первоначального творческого знакомства. 12 октября 1826 г. Пушкин, недавно вернувшийся из ссылки, читал в доме Д. В. Веневитинова в Кривоколенном переулке в Москве драму "Борис Годунов". "На другой день, - вспоминает М. П. Погодин, - было назначено чтение "Ермака", только что конченного и привезенного А. Хомяковым из Парижа. Ни Хомякову читать, ни нам слушать не хотелось, но этого требовал Пушкин. Хомяков чтением приносил жертву". 3 Эпизод весьма примечателен. Зачем Пушкину...
    8. Nachtistuck
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Nachtistuck 1. Вчерашняя ночь была так светла, Вчерашняя ночь все звёзды зажгла Так ясно, Что, глядя на холмы и дремлющий лес, На воды, блестящие блеском небес, Я думал: о! жить в этом мире чудес Прекрасно! Прекрасны и волны, и даль степей, Прекрасна в одежде зелёных ветвей Дубрава, Прекрасна любовь с вечно свежим венком, И дружбы звезда с неизменным лучом, И песен восторг с озарённым челом, И слава! Взглянул я на небо - там твердь ясна: Высоко, высоко восходит она Над бездной; Там звёзды живые катятся в огне, И детское чувсво проснулось во мне, И думал я: лучше нам в той вышине Надзвёздной. 2. Сумрак вечерний тихо взошёл, Месяц двурогий звезды повёл В лазурном просторе, Время покоя, любви, тишины, Воздух и небо сиянья полны, Смолкло роптанье разгульной волны, Сравнялося море. Сердцу отрадно, берег далёк; Как очарован, спит мой челнок, Упали ветрила. Небо, как море, лежит надо мной; Море, как небо, блестит синевой; В бездне небесной и бездне морской Всё те же светила. О, что бы в душу вошла тишина! О, что бы...
    9. Семирамида. Славянский мир и его значение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: германцам, даже чересполосная с ними, сильная числом, населяющая пространство почти беспредельное, семья славянская. Как скоро дело доходит до славян, ошибки критиков немецких так явны, промахи так смешны, слепота так велика, что не знаешь, чему приписать это странное явление, совершенному ли развитию духа ветвей германской и славянской, которое делает факты славянского мира непонятными для немца, или скрытой зависти, пробужденной самим соседством. Первое толкование, более лестное для их нравственного достоинства и обидное для их понятливости, трудно принять. Мы видим, что русские понимают немцев лучше, чем все другие, даже полунемецкие народы. Второму же поверить бы не хотелось, но что же делать? В народах, как в людях, есть страсти, и страсти не совсем благородные. Быть может, в инстинктах германских таится вражда, не признанная ими самими, вражда, основанная на страхе будущего или на воспоминаниях прошедшего, на обидах, нанесенных или претерпенных в старые, незапамятные годы. Как бы то ни было, почти невозможно объяснить упорное молчание Запада обо всем том, что носит на себе печать славянства. Об кимврах, так произвольно причисленных к германскому корню, гетах и фракийцах, немецкие ученые писали и пишут несметные томы; а венды, которые встречаются в географии Европы на каждом шагу, в истории Европы в каждом веке, — венды как будто не бывали. Венды уже при Геродоте населяют прекрасные берега Адриатики (вероятно, Ядрянского моря, т. е. способного к плаванию [49] ); венды вскоре после него уже встречаются грекам на холодных берегах Балтики (может быть, вендского блата), венды (генеты) занимают живописные скаты Лигурийских Альпов; венды борются с Кесарем на бурных волнах Атлантики, — и такой странный факт не обращает на себя ничьего внимания! Я говорю: венды, — не имя вендов, имя, быт, нравы, одним словом все. Где венды...
    10. Заметки о "Слове о полку Игореве"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: обычный оборот у всех славян—дружина братская, соединенная братскою любовью. А всядем: сядем‑ка. Да позрим синего Дону — пустимся к Дону. Спала князю ум похоти. Похоти, именит <ельный> падеж (как мати) —хотение. Два перевода: 1) хотение вспало князю на ум; 2) хотение завалило (запало, как это встретится и ниже) князю ум, —чем указывается на необдуманность предприятия. При этом нужно думать (с Ганкой), что это СПАЛА (HATN, пну)—хотение стянуло князю ум, стеснило рассудок. Жалость — искусити Дону великого — заступила ему знамение: желание побывать на Дону и подраться там с половцами загородило ему страх предвещания; не послушался он и знаменья небесного, побуждаемый желаньем попробовать Дону, побывать там. Как выражено это желание? Хощу бо, рече и проч. Хочу с вами преломить копье (драться) на конце половецкого поля. Либо пан, либо пропал‑либо быть на Дону, либо умереть: хощу голову свою приложити (положить, приклонить), а любо испита шеломом Дону. Теперь приходится, после решимости Игоря, воспевать самый поход; сознавая как бы недостаток собственных сил к тому, сочинитель призывает Бояна. Боян — соловей старого времени. Соловей — как певец (вспомните рощи с заповедными птицами), старого времени — мы уже знаем эту эпоху — от Владимира до начала XII века. Эх, если бы ты воспел этот поход, эти полки! Ущекотал: пенье или щебетанье соловьев называется в «Слове о полку Игореве» щекот (от переборки звуков, щекочащих слух; см. ниже). Плкы — идущие, самый поход. Потому Боян призывается, что он б<ыл> очень силен гением, творчеством,...