• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1832"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    2. Баландин А. И.: Хомяков А. С. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    3. Пирожкова Т. Ф.: Хомяков и Аксаковы (История отношений: 1840-1860.)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    4. Святополк-Мирский Д. П.: Славянофилы (Хомяков. Киреевский)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    5. Ей же
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    6. Иностранка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. К*** ("Не горюй по летним розам... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    8. К А. О. Россет
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. Орел
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    10. В альбом С. Н. Карамзиной
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. Щеголев П. Е.: Хомяков Алексей Степанович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. А. С. Хомяков. Политические письма 1848 года. Письмо 2
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    13. И. Щ.: Жизнь в семье Хомяковых
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кошелев В. А.: Пушкин и Хомяков
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    Часть текста: славянофильства - к Пушкину. Этот вопрос довольно редко ставился исследователями и частично намечен лишь в книге В. И. Кулешова "Славянофилы и русская литература". Указав на факты недоверчивого отношения Пушкина к формирующейся славянофильской идеологии, В. И. Кулешов делает, однако, характерное примечание: "Тут много еще ожидает нас мелочей, требующих объяснения, догадки". 1 Сам "реестр" подобных непонятных "мелочей" оказывается довольно обширным: неизвестно откуда взявшийся портрет Петра Киреевского на рукописи "Полтавы", который появился лет за шесть до передачи ему поэтом своих записей русских народных песен; хвалебные отзывы Пушкина об Иване Киреевском, поддержка им "Европейца" наряду с фактами настороженного отношения поэта к трансцендентализму Киреевского; восторженное почитание Пушкина всеми славянофилами, собиравшимися под его портретом в салоне Елагиной, при том, что многие из них не чувствовали к поэту "особенной симпатии", и т. д. и т. п. 2 Но именно комплекс этих "мелочей" заключает, по нашему мнению, возможности решения этого весьма сложного вопроса, самой значительной и самой загадочной частью которого оказывается проблема, поставленная в заглавии настоящей статьи. Среди фактов общения Пушкина и Хомякова наиболее известным оказался эпизод их первоначального творческого знакомства....
    2. Баландин А. И.: Хомяков А. С. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: одно время преподавал ему А. А. Жандр, известный писатель и друг А. С. Грибоедова). В 1821 г. X. держит при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Он сближается с бр. Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодежи, тяготевшей к немецкой идеалистической философии (кружок "любомудров"). В это же время у X. возникают и литературные интересы: он пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", оставшейся незавершенной, переводит античных авторов (Вергилия, Горация и др.). В 1821 г. впервые выступил в печати, опубликовав в "Трудах Общества любителей российской словесности" перевод сочинения Тацита "О нравах и положении Германии". В 1822 г. X. определяется на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в конную гвардию в Петербург, где устанавливает знакомства с литераторами-декабристами и даже печатает в "Полярной звезде" К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева стихотворения "Бессмертие вождя" (1824) и "Желание покоя" (1825). Политические идеи декабризма оказались ему, однако, чуждыми. В 1825 г. он оставляет службу и уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак" (прочитана X. по...
    3. Пирожкова Т. Ф.: Хомяков и Аксаковы (История отношений: 1840-1860.)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: экзамены по математическому отделению), но "осел" в Москве с 1830-х годов и занял в ней особое место, настолько особое, что без него она была "неполна", по уверению В. С. Аксаковой 1 . С начала 1840-х годов его дом на Собачьей площадке (в районе Арбата) стал центром притяжения многих замечательных представителей русского общества. Гостями Хомякова были В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Д. В. Веневитинов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. Ф. Павлов, В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, С. П. Шевырев и другие знаменитости. У Аксаковых, живших в Москве с осени 1826 года, тем временем старший сын Константин (1817-1860) в 1835 году окончил словесное отделение Московского университета. Еще в 1833 году К. Аксаков видел Хомякова на вступительной лекции С. П. Шевырева по русской словесности, а в университетском кружке Н. В. Станкевича распевал ставшей общей студенческой песнью "За туманною горою" - казачью песню из драмы Хомякова "Ермак". В 1840 году он познакомился с Алексеем Степановичем, завязалась дружба, произошло сближение двух семейств. С этого года К. С. Аксаков - деятельный член славянофильского содружества, в его лидере Хомякове нашедший единомышленника, верящего в историческую миссию России среди других стран, в ее народ, в сельскую общину, в силу предания. Буквально завороженный хомяковской идеей "воспитания общества", Константин Сергеевич истово проповедовал ставянофильские воззрения в салонах того времени, первым из славянофилов оделся в русскую одежду (сапоги,...
    4. Святополк-Мирский Д. П.: Славянофилы (Хомяков. Киреевский)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Д. П.: Славянофилы (Хомяков. Киреевский) Прежде чем стать учением, славянофильство было эмоциональной позицией. Славянофильство в узком смысле было создано Хомяковым и Киреевскими в тридцатые годы, но славянофильские чувства в русских умах существовали задолго до того. Я уже говорил о наивном национализме адмирала Шишкова. С. Т. Аксаков был живой связью между этими старыми формами и развитым вероучением тридцатых и сороковых годов. Оно включало элементы либерализма и анархизма и, пожалуй, лучше всего определить его как консервативный анархизм. Первенство морального и религиозного закона, дедовских традиций, преобладание стихийного чувства правды и справедливости над писанными законами и установлениями государства, цельного нерефлектирующего духа над низшим логическим и аналитическим разумом были главными догматами славянофилов. Все это они находили в Древней Руси и в православной церкви, но не в Западной Европе и не в церкви Римской, где с незапамятных времен логический разум и формальный закон торжествовали над цельностью духа. Они считали Россию ковчегом спасения человечества, не потому, что это была Россия, а потому, что она получила и сохранила чистую традицию православного христианства, а также потому, что в своей ранней истории она выработала более высокие и более христианские общественные основы, чем Запад. Петр Великий насильно оторвал Россию от ее настоящих традиций и привнес гибельное влияние Запада. Петербургская монархия, в сущности, не национальна. Она отреклась от национальных идеалов и пошла на выучку к безбожному западному абсолютизму. Она поработила и унизила Церковь, которая лишь в глубине сердца своего сохранила истинный свет, а снаружи стала европеизированной и...
    5. Ей же
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Ей же Ей же О дева-роза , для чего Мне грудь волнуешь ты Порывной бурею страстей, Желанья и мечты. Спусти на свой блестящей взор Ресницы длинной тень! Твои глаза огнем горят, Томят как летний день. Нет: взор открой. Отрадней мне От зноя изнывать, Чем знать, что в небе солнце есть И солнца не видать. [1832]
    6. Иностранка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Иностранка Иностранка Вокруг нее очарованье; Вся роскошь Юга дышит в ней, От роз ей прелесть и названье; От звезд полудня блеск очей. Прикован к ней волшебной силой, Поэт восторженный глядит; Но никогда он деве милой Своей любви не посвятит. Пусть ей понятны сердца звуки, Высокой думы красота, Поэтов радости и муки, Поэтов чистая душа; Пусть в ней душа, как пламень ясный, Как дым молитвенных кадил; Пусть ангел светлый и прекрасный Ее с рожденья осенил, - Но ей чужда моя Россия, Отчизны дикая краса; И ей милей страны другие, Другие лучше небеса. Пою ей песнь родного края; Она не внемлет, не глядит. При ней скажу я : "Русь святая" - И сердце в ней не задрожит. И тщетно луч живого света Изчерных падает очей, - Ей гордая душа поэта Не посвятит любви своей. [1832]
    7. К*** ("Не горюй по летним розам... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: К*** ("Не горюй по летним розам... ") К*** ("Не горюй по летним розам...") Не горюй по летним розам; Верь мне, чуден божий свет! Зимним вьюгам да морозам Рады заяц да поэт. Для меня в беспечной лени, Как часы ночного сна, Протекли без вдохновенья Осень, лето и весна. Но лишь гулкие метели В снежном поле заревут И в пушистые постели Зайцы робкие уйдут, Песен дева молодая В буре мне привет пришлет, И, привету отвечая, Что-то в сердце запоет. [1832]
    8. К А. О. Россет
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: К А. О. Россет К А. О. Р[оссет] Она лукаво улыбалась, В очах живой огонь пылал, Головка милая склонялась; И я глядел, и я мечтал! И чудная владела греза Моей встревоженной душой; И думал я : "О дева-роза, Печален, жалок жребий твой! За душною стеной теплицы Тебе чужда краса лугов, Роса ночей, лучи денницы И ласки вольных ветерков. В твоей пустыне, полной шума Людских волнений и забот, Скажи, кому знакома дума И мыслей творческий полет ? Кто вольный, гордый и высокий, Твоей плененный красотой, С душою девы одинокий Сольется пламенной душой? Святыне чувства ты не веришь, Ты как безбожник перед ней, Улыбкой, взором лицемеришь И томной нежностью речей. Ты будишь пылкие желанья, Души безумные мечты; Но холодна, без состраданья Словам любви внимаешь ты. Играй же с слабыми сердцами! Но знай: питомец ясных дум Тебя минет, сверкнув очами, Безмолвен , мрачен и угрюм". [1832]
    9. Орел
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Орел Орел Высоко ты гнездо поставил, Славян полунощных орел, Широко крылья ты расправил, Глубоко в небо ты ушел! Лети, но в горнем море света, Где силой дышащая грудь Разгулом вольности согрета, О младших братьях не забудь! На степь полуденного края, На дальний Запад оглянись: Их много там, где гнев Дуная, Где Альпы тучей обвились, В ущельях скал, в Карпатах темных, В бакланских дебрях и лесах, В сетях тевтонов вероломных, В стальных татарина цепях!.. И ждут окованные братья, Когда же зов услышат твой, Когда ты крылья, как объятья, Прострешь над слабой их главой... О, вспомни их, орел полночи! Пошли им звонкий твой привет, Да их утешит в рабской ночи Твоей свободы яркий свет! Питай их пищей сил духовных, Питай надеждой лучших дней И хлад сердец единокровных Любовью жапкою согрей! Их час придет: окрепнут крылья, Младые когти подрастут, Вскричат орлы-и цепь насилья Железным клювом раскдюют! 1832(?)
    10. В альбом С. Н. Карамзиной
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: В альбом С. Н. Карамзиной В альбом С. Н. Карамзиной Здесь, где гранитная пустыня Гордится мертвой красотой, - Для сердца чистого святыни Есть чистый кров, любимый мной. Там дружества привет радушный И ум в согласии с душой, И чувству разговор послушный Отрадной дышит теплотой. Так в недрах степи раскаленной Среди губительных песков Отрадны оазис зеленый, И пальмы тень, и ключ студеный, И песнь счастливых пастухов. (1832) (С. -Петербург)