• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (sport.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "М"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 818).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    37МАЙ (МАЯ, МАЕ, МАЮ)
    77МАЛЕЙШИЙ (МАЛЕЙШЕГО, МАЛЕЙШЕЙ, МАЛЕЙШЕЕ, МАЛЕЙШЕМ, МАЛЕЙШАЯ)
    67МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЕНЬКОГО, МАЛЕНЬКИЕ, МАЛЕНЬКУЮ, МАЛЕНЬКИХ)
    113МАЛЫЙ (МАЛОЙ, МАЛУЮ, МАЛОГО, МАЛАЯ)
    120МАРИНА (МАРИНЫ, МАРИНЕ, МАРИНОЙ, МАРИНУ)
    30МАРКА, МАРК (МАРКУ, МАРКЕ, МАРКОМ)
    49МАРФА (МАРФЫ, МАРФЕ, МАРФОЙ)
    64МАССА (МАССЫ, МАСС, МАССУ, МАССЕ)
    39МАТЕМАТИКА, МАТЕМАТИК (МАТЕМАТИКИ, МАТЕМАТИКЕ, МАТЕМАТИКОЮ)
    78МАТЕРИАЛ (МАТЕРИАЛОВ, МАТЕРИАЛЫ, МАТЕРИАЛА, МАТЕРИАЛОМ)
    66МАТЕРИАЛИЗМ (МАТЕРИАЛИЗМА, МАТЕРИАЛИЗМУ, МАТЕРИАЛИЗМОМ, МАТЕРИАЛИЗМЕ)
    48МАТЕРИАЛЬНЫЙ (МАТЕРИАЛЬНОЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ, МАТЕРИАЛЬНОГО, МАТЕРИАЛЬНОЕ, МАТЕРИАЛЬНОМ)
    31МАТЕРИК (МАТЕРИКА, МАТЕРИКАМ, МАТЕРИКОВ, МАТЕРИКЕ)
    53МАТЕРИТЬ (МАТЕРИ)
    112МАТЬ (МАТЕРИ, МАТЕРЕЙ, МАТЕРЬЮ, МАТЕРЯХ)
    37МАЯТЬ (МАЯ, МАЕТ, МАЙТЕ, МАЙ, МАЮ)
    30МГНОВЕННЫЙ (МГНОВЕННО, МГНОВЕННОЮ, МГНОВЕННОЙ, МГНОВЕННОЕ)
    35МЕДЛЕННЫЙ (МЕДЛЕННО, МЕДЛЕННОЙ, МЕДЛЕННОЕ, МЕДЛЕННЫ)
    43МЕЖА (МЕЖ, МЕЖЕ, МЕЖАМИ)
    32МЕКСИКА (МЕКСИКИ, МЕКСИКЕ, МЕКСИКУ, МЕКСИКОЮ)
    122МЕЛКИЙ (МЕЛКИЕ, МЕЛКИХ, МЕЛКОЙ, МЕЛКОГО, МЕЛКУЮ)
    103МЕНЬШИЙ (МЕНЬШЕЙ, МЕНЬШЕ, МЕНЬШЕЕ, МЕНЬШИМ, МЕНЬШЕЮ)
    38МЕНЬШОЙ (МЕНЬШИМ, МЕНЬШАЯ, МЕНЬШУЮ, МЕНЬШИХ)
    277МЕРА (МЕРЕ, МЕРЫ, МЕРУ, МЕР)
    125МЕРТВЫЙ (МЕРТВЫХ, МЕРТВОЙ, МЕРТВЫМИ, МЕРТВУЮ, МЕРТВАЯ)
    51МЕССИАНИЗМ (МЕССИАНИЗМУ, МЕССИАНИЗМА, МЕССИАНИЗМЕ, МЕССИАНИЗМОМ)
    47МЕСТНОСТЬ (МЕСТНОСТИ, МЕСТНОСТЯХ, МЕСТНОСТЬЮ, МЕСТНОСТЕЙ)
    123МЕСТНЫЙ (МЕСТНЫХ, МЕСТНЫЕ, МЕСТНОЙ, МЕСТНОГО, МЕСТНЫМ)
    306МЕСТО (МЕСТЕ, МЕСТА, МЕСТУ, МЕСТАХ)
    52МЕСТОИМЕНИЕ (МЕСТОИМЕНИЯ, МЕСТОИМЕНИЙ, МЕСТОИМЕНИИ, МЕСТОИМЕНИЕМ)
    61МЕСЯЦ (МЕСЯЦЕВ, МЕСЯЦА, МЕСЯЦЫ, МЕСЯЦЕ)
    57МЕТАТЬ (МЕЧА, МЕЧИ, МЕЧЕМ, МЕЧУТ, МЕЧУ)
    31МЕТОД, МЕТОДА (МЕТОДУ, МЕТОДЕ, МЕТОДЫ)
    205МЕЧ (МЕЧОМ, МЕЧА, МЕЧЕЙ, МЕЧИ)
    113МЕЧТА (МЕЧТЫ, МЕЧТОЙ, МЕЧТАМИ, МЕЧТАХ)
    32МЕЧТАТЬ (МЕЧТАЛ, МЕЧТАЮТ, МЕЧТАЛА, МЕЧТАЛО)
    50МЕШАТЬ (МЕШАЕТ, МЕШАЛИ, МЕШАЛО, МЕШАЮТ)
    179МЕЩЕРЯК (МЕЩЕРЯКУ, МЕЩЕРЯКА, МЕЩЕРЯКОМ)
    40МИГ (МИГОМ)
    60МИЛЛИОН (МИЛЛИОНОВ, МИЛЛИОНЫ, МИЛЛИОНА, МИЛЛИОНАМИ)
    31МИЛОСЕРДИЕ (МИЛОСЕРДИЯ, МИЛОСЕРДИЕМ, МИЛОСЕРДИЮ, МИЛОСЕРДИИ)
    83МИЛОСТЬ (МИЛОСТИ, МИЛОСТЯМИ, МИЛОСТЬЮ, МИЛОСТЕЙ)
    52МИЛЫЙ (МИЛОЙ, МИЛЫХ, МИЛЫЕ, МИЛО)
    48МИНУВШИЙ (МИНУВШИХ, МИНУВШЕГО, МИНУВШЕЙ, МИНУВШИЕ, МИНУВШИМ)
    126МИНУТА (МИНУТУ, МИНУТЫ, МИНУТЕ, МИНУТ)
    63МИНУТЬ (МИНУТЫ, МИНУТ, МИНЕТ, МИНУТА, МИНУЛИ)
    944МИР (МИРУ, МИРА, МИРЕ, МИРОМ)
    118МИРНЫЙ (МИРНО, МИРНОЙ, МИРНОГО, МИРНЫЕ)
    118МИРОВАЯ (МИРОВОЙ, МИРОВЫХ, МИРОВОГО, МИРОВОЕ)
    37МИРСКАЯ (МИРСКОЙ, МИРСКИХ, МИРСКИМИ, МИРСКИЕ, МИРСКОГО)
    30МИССИЯ (МИССИЮ, МИССИИ, МИССИЕЙ, МИССИЙ)
    61МИСТИКА, МИСТИК (МИСТИКИ, МИСТИКУ, МИСТИКОЙ, МИСТИКЕ)
    90МИСТИЧЕСКИЙ (МИСТИЧЕСКОЙ, МИСТИЧЕСКОМ, МИСТИЧЕСКОГО, МИСТИЧЕСКАЯ)
    32МИТРОПОЛИТ (МИТРОПОЛИТА, МИТРОПОЛИТОМ, МИТРОПОЛИТЕ)
    153МИФ (МИФЫ, МИФОВ, МИФАХ, МИФА)
    29МИФИЧЕСКИЙ (МИФИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОЕ, МИФИЧЕСКИМ, МИФИЧЕСКИМИ)
    107МИФОЛОГИЯ (МИФОЛОГИИ, МИФОЛОГИЯХ, МИФОЛОГИЮ, МИФОЛОГИЙ)
    39МЛАДАЯ (МЛАДОЙ, МЛАДОГО, МЛАДОМ, МЛАДУЮ, МЛАДЫЕ)
    41МЛАДЕНЕЦ (МЛАДЕНЦА, МЛАДЕНЦЕВ, МЛАДЕНЦУ, МЛАДЕНЦЫ)
    395МНЕНИЕ (МНЕНИЯ, МНЕНИЮ, МНЕНИЙ, МНЕНИЕМ)
    109МНИМЫЙ (МНИМО, МНИМОЙ, МНИМОГО, МНИМАЯ)
    34МНОГОБОЖИЕ (МНОГОБОЖИЯ, МНОГОБОЖИЙ, МНОГОБОЖИЮ, МНОГОБОЖИИ)
    791МНОГОЕ (МНОГИХ, МНОГИМИ, МНОГО, МНОГИЕ)
    64МНОГОЧИСЛЕННЫЙ (МНОГОЧИСЛЕННЫХ, МНОГОЧИСЛЕННЫЕ, МНОГОЧИСЛЕННЫМИ, МНОГОЧИСЛЕННЕЕ, МНОГОЧИСЛЕННЫ)
    124МНОЖЕСТВО (МНОЖЕСТВУ, МНОЖЕСТВА, МНОЖЕСТВЕ, МНОЖЕСТВОМ)
    65МОГИЛА (МОГИЛЫ, МОГИЛУ, МОГИЛЕ, МОГИЛОЙ)
    79МОГУЧИЙ (МОГУЧЕЙ, МОГУЧЕГО, МОГУЧИЕ, МОГУЧИМ, МОГУЧ)
    52МОГУЩЕСТВО (МОГУЩЕСТВА, МОГУЩЕСТВУ, МОГУЩЕСТВЕ, МОГУЩЕСТВОМ)
    55МОГУЩИЙ (МОГУЩИХ, МОГУЩЕЮ, МОГУЩЕЕ, МОГУЩЕГО, МОГУЩИЕ)
    42МОИСЕЙ (МОИСЕЯ, МОИСЕЕВ, МОИСЕЮ, МОИСЕЕМ)
    234МОЛИТВА (МОЛИТВЫ, МОЛИТВЕ, МОЛИТВУ, МОЛИТВОЮ)
    114МОЛИТЬ (МОЛИТ, МОЛИЛ, МОЛИТЕ, МОЛИМ)
    31МОЛОДЕЦ (МОЛОДЦОВ, МОЛОДЦЫ, МОЛОДЦА, МОЛОДЦАМИ)
    160МОЛОДОЙ (МОЛОДОГО, МОЛОД, МОЛОДЫХ, МОЛОДАЯ)
    48МОЛОДОСТЬ (МОЛОДОСТИ)
    42МОЛОТЬ (МОЛЮ, МОЛОТ, МОЛИТЕ, МОЛЯ, МОЛИ)
    59МОЛЧАНИЕ (МОЛЧАНИЮ, МОЛЧАНИЯ, МОЛЧАНИЕМ, МОЛЧАНИИ)
    74МОЛЧАТЬ (МОЛЧАТ, МОЛЧАЛ, МОЛЧИ, МОЛЧИТ, МОЛЧАЛИ)
    67МОМЕНТ (МОМЕНТЫ, МОМЕНТОВ, МОМЕНТА, МОМЕНТУ)
    44МОНАСТЫРЬ (МОНАСТЫРИ, МОНАСТЫРЕЙ, МОНАСТЫРЕ, МОНАСТЫРЯ)
    239МОРЕ (МОРЯ, МОРЕЙ, МОРЕМ, МОРЮ)
    123МОРИТЬ (МОРЯ, МОРЮ, МОРИЛИ, МОРИ)
    63МОРСКАЯ (МОРСКОЙ, МОРСКИХ, МОРСКИЕ, МОРСКОГО)
    215МОСКВА (МОСКВЕ, МОСКВУ, МОСКВЫ, МОСКВОЙ)
    157МОСКОВСКИЙ (МОСКОВСКОГО, МОСКОВСКОМ, МОСКОВСКИХ, МОСКОВСКОЙ)
    2372МОЧЬ (МОЖЕТ, МОГЛИ, МОГ, МОГУТ, МОГЛО)
    79МРАК (МРАКА, МРАКЕ, МРАКИ, МРАКОВ)
    60МРАЧНЫЙ (МРАЧНОЙ, МРАЧНЫЕ, МРАЧНОГО, МРАЧНОЮ)
    83МУДРОСТЬ (МУДРОСТИ, МУДРОСТЬЮ)
    83МУЖ (МУЖА, МУЖИ, МУЖЕЙ, МУЖЕМ)
    37МУЖЕСТВО (МУЖЕСТВА, МУЖЕСТВЕ, МУЖЕСТВОМ, МУЖЕСТВУ)
    29МУЧЕНИК (МУЧЕНИКИ, МУЧЕНИКОВ, МУЧЕНИКА)
    29МЩЕНЬЯ (МЩЕНЬЕ, МЩЕНЬЕМ, МЩЕНЬИ)
    72МЫСЛЕННЫЙ (МЫСЛЕННОГО, МЫСЛЕННО, МЫСЛЕННЫХ, МЫСЛЕННОЙ)
    118МЫСЛИТЕЛЬ (МЫСЛИТЕЛЕЙ, МЫСЛИТЕЛИ, МЫСЛИТЕЛЯ, МЫСЛИТЕЛЕМ)
    635МЫСЛИТЬ (МЫСЛИ, МЫСЛИТ, МЫСЛИЛ, МЫСЛЮ)
    1013МЫСЛЬ (МЫСЛЕЙ, МЫСЛИ, МЫСЛЬЮ, МЫСЛЯХ)
    48МЫСЛЯЩИЙ (МЫСЛЯЩЕГО, МЫСЛЯЩИХ, МЫСЛЯЩЕЕ, МЫСЛЯЩЕЙ)
    55МЫТЬ (МОЮ, МЫЛ)
    148МЫШЛЕНИЕ (МЫШЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИИ, МЫШЛЕНИЮ, МЫШЛЕНИЙ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову МОЛОТЫЙ (МОЛОТ, МОЛОТА, МОЛОТОМ)

    1. Письмо в Петербург
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: А я у тебя спрошу: какое вам дело, мои милые петербургцы, до того, что говорится в Москве, о чем бы то ни было? Вероятно, говорятся такие вещи, которые вам не могут внушить сочувствия и на которые вы только будете самодовольно улыбаться: так, казалось бы, не о чем и спрашивать. Впрочем, я все-таки буду отвечать на твой вопрос. Об железной дороге в Москве мало говорится. Когда прошел слух о том, что строится дорога, многие утверждали, что такой длинной дороги и выстроить нельзя, на что другие отвечали, что если семь стоверстных дорог приставить концами одну к одной, то выйдет семистоверстная дорога, а что стоверстных дорог за границей немало. Говорили еще много других подобных сему глубокомысленных рассуждений; кончили же тем, что возложили упование на время и перестали об ней говорить. "Да, - спрашиваешь ты, - какой же именно ждут в Москве пользы от железной дороги?" На этот вопрос гораздо труднее отвечать, чем на первый. Все или почти все согласны в необходимости железных дорог. Когда немецкий монах Шварц открыл давно уже открытый порох и был этот порох введен в употребление, нельзя уже было никакому народу отказаться от него, чтобы не отстать от других в военном деле; позднее то же самое повторилось с паровыми машинами, теперь повторяется с железными дорогами. Когда все другие государства пересекаются железными дорогами и получают возможность быстро сосредоточивать свои силы, быстро их переносить с конца в конец - необходимо надобно и России пользоваться тою же возможностью. Трудно, дорого, да что же делать? Необходимо. Надобно России соединить свои моря, Балтийское и его Петербургскую пристань, Черное и его цветущую Одессу, Каспийское и его многонародную Астрахань в одном средоточии, в Москве, естественном центре нашего главного каменноугольного бассейна. Теперь кладется начало великого дела; будем ждать и...
    2. Семирамида. Жизнь языка и его законы
    Входимость: 5. Размер: 41кб.
    Часть текста: вообще, и германские в особенности, посвятили в наш век бесконечные труды сравнительному языкознанию. Нельзя без благодарности упоминать об их заслугах и без сожаления—об односторонности их направления. Жизнь языка, а они это забыли, связана с жизнию народов. Слово, вечный опекун мысли, никогда не уничтожает ее свободы: оно с нею развивается и упадает, управляет ею и повинуется ей. И над этим живым и мыслящим словом ученость трудилась и трудится, как над мертвым камнем, в котором ищут законов наслоения, или над неподвижным растением, в котором следят за сгущением сока и правильным образованием побегов! Диво ли после этого, что наука слова не далась своим труженикам? Бедные германцы с усталости от бесполезного труда пошли в ученики к древним педантам, индустанским философам, и решили общим приговором, что так как всякое бытие есть только переход в бытие, sein ist nur werden (как быть и жить однозначущи, а жизнь есть движение или действие, и пр.), то слово, зеркало жизни, повинуясь тем же законам, первоначально выражает только движение, и поэтому глагол есть зародыш, зерно и корень всего языка. Такова система почти всей современной Германии. Любопытно проследить все остроумные нелепости, которые на ней взгромождены (напр., у одного ученого германца санскритское слово, означающее козла, выходит из санскр. глагола расти [313] . Можно подумать, что в старину индейские козлы были ростом по крайней мере со слона, но это еще не доказано и остается покуда на совести этимолога). Если бы критики послушали, как негры говорят на европейских языках, или как вообще человек некнижный учится чуждому наречию, или как дети лепечут свои первые слова и выражают свои первые понятия, они бы поубавили своей априористической заносчивости и усомнились бы в относительном старшинстве глагола пред...
    3. Семирамида. Основные законы при узучении древних релтгий
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: образования, крайний и высший предел его развития. Ложная или истинная, она в себе заключает весь мир помыслов и чувств человеческих. Поэтому все понятия, все страсти, вся жизнь получают от нее особенный характер, поэтому и они в свою очередь напечатлевают на ней неизгладимые следы свои. Синкретизм религиозный принимает в себя все оттенки быта и мысли. В нем отзываются вражда и страх, любовь и надежда: Олимп древний открывается для одного божества, потому что оно божество дружелюбного соседа, а для другого — потому, что оно покровительствует грозным полчищам воинственных дикарей. Первого надобно угостить за добро и ласку, а второго подкупить, чтобы он не делал вреда. Так, например, римляне вызывали жертвами богов, владык неприятельской земли или города. Иной символ принимался потому, что он представлял глубокое призвание души к благу нравственному, другой потому, что он изображал непреодолимое влечение к чувственному наслаждению. Наконец, все величие и красота вселенной, все высокое спокойствие и чистота неба мало–помалу принимают в себя отражение нестройного хаоса и бурных волнений души, увлекаемой в противоположные направления разумом и страданиями. Нет никаких причин предполагать, чтобы саксонцы были когда‑нибудь принуждены насилием славянским поклониться Чернобогу. Этот кумир был ими занят от мирных соседей, а может быть, от завоеванного племени, ибо нет сомнения, что саксонцы долго хозяйничали в земле славянской, и едва ли варины, которых они поработили на берегах Рейна, не были славянскою семьею, проникнувшею далеко на запад. Им, если не древнейшим моринам и менапиям, должно, кажется, приписать множество урочищ в Рейнской долине с славянскими именами, о которых мы говорили. Точно так же римляне брали себе богов отовсюду и в то же время...
    4. Черты из жизни калифов
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: распространять власть свою за пределы родной земли. Казалось бы, нельзя им было ожидать успеха в войне с соседними державами: все народонаселение Аравийского полуострова не равнялось и пятой части народонаселения Персии или Восточной, т. е. Византийской империи, с которыми предстояла борьба калифам, преемникам Магомета. Конечно, обе державы были уже истощены кровопролитными войнами, как друг с другом, так и с северными полудикими народами, именно с аварами и славянами, нападавшими на Византию, и турецкими племенами или славяно–турецкими дружинами (известными под именем северян и гуннов–эфталитов), нападавшими на Персию; но, несмотря на истощение свое, каждое из этих государств казалось несравненно сильнее Аравии. Цари тогдашней Персии, Сасаниды, могли выставить в поле несколько сот тысяч войска; Византия, одержав победу над Персией и над аварами, легко также могла посылать против аравитян дружины многочисленные и уже привыкшие к войне. Она имела против них все выгоды числа, воинского искусства и множество крепостей, которыми издавна охранялись границы империи. Все эти выгоды оказались ничтожными: царство Сасанидов рушилось после непродолжительного сопротивления; крепости и замки византийские пали в руки аравитян. Опытные и многочисленные дружины империи бежали пред горстью магометан. Сирия и Египет были отняты у византийских императоров; ...
    5. Семирамида. История и предание
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    Часть текста: и летописцев средних веков, нам они кажутся жалкими невеждами или, по крайней мере, легковерными детьми. За всем тем, чем далее мы подвигаемся в науке, тем чаще нам приходится соглашаться с их мнениями, находить смысл в их сказках и удивляться верности их заключений. Бесхитростные, простодушные, чуждые нашей учености книжной и словесной, они не надеялись слишком много на свою догадку, на тонкость своих исследований, но были доступны впечатлениям больших масс и гармонии больших горизонтов, готовы были верить чужой мудрости, но не презирали чужого невежества и охотно верили тому, что другие народы сами про себя говорили и о себе помнили. Так в средних веках скандинавов считают выходцами с Кавказа; так Тацит силуров выходит из Гишпании, а каледонцев (вероятно, беолгов), фир–болгов [37] из Германии; так древние географии свидетельствуют об иранском происхождении сарматов; так Геродот нам предсказывает мнение венетов о том, что они некогда жили в Мидии, т. е. на востоке. Все эти предания были в последствии времени...