• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Письма А. С. Хомякова К. С. и И. С. Аксаковым. (1850-1853)

    А. С. Хомяков - К. С. Аксакову1

    <Ноябрь 1850 г. Богучарово>

    Ваше письмо, любезный Константин Сергеевич, всячески меня порадовало и доброю от Вас памятью, и добрыми вестями. Признаюсь, я нисколько не ценю переубеждения Павлова2 (разумеется, не Николая Филипповича; этот во всех убеждениях тверд3) и не верю Кавелину, которого ценю как умного человека, но не могу признавать добросовестным ученым4, да мне весело, что Вы-то дельно трудитесь и принялись за разъяснение запутанного вопроса. Пожалуйста, доконайте этот родовой быт5, чтоб о нем впредь помина не было. Еще веселее то, что Ваша драма пойдет на сцену. Мне не только за Вас приятно, но и за себя. Часто мне в голову приходил вопрос, возможна ли она на сцене6, сумеют ее разыграть, сумеют ли ее понять7. Эти вопросы разрешатся, и хоть Вы теперь и питаете благородное презрение к искусству8, я думаю, что даже и для Вас эти вопросы не совсем без интереса. Не разделите ли Вы драму свою на отделы:

    1-й Русь бьют до того, что она из терпения выходит.

    2-й Русь сама собирается драться.

    3-й Русь дерется и бьет Польшу.

    4-й Русь подает в отставку и заваливается за печь.

    Не сердитесь! Ведь если бы мы виделись, дело бы не обошлось в разговоре без шутки. Письмо примите за разговор. П. А. Бестужев9, недавно получив от меня такого рода письмо, пишет жене моей10: "Ведь не утерпел муженек, чтоб не подшутить: эдакая натура!" Говоря без шутки, мне очень и очень приятно, что драму будут играть. Кажется, все-таки даром она пройти не может11. Зритель что-нибудь да поймет, что-нибудь да почувствует. И как удалось это? Почти невероятно. Или вожжи опять стали слабеть, как я говорил, помните, еще прошлого года? Пора.

    На днях, т. е. тому месяца полтора, послал я в Питер ту работу, о которой знаете12. Кончил я ее отношением цензуры к образованию общества13. Думаю, Вы будете этим не недовольны. Не знаю только, что выразится при чтении на комитетских лицах14"Семирамидою"15 и попал на отдел удивительно занимательный, начало средних веков. Что за чудная минута и как не понята! Просто совершенно новое приходится писать, как будто никто и не писывал об этой эпохе, и как странно все эти средние века под зависимостью от древнего мира, которого, по-видимому, не помнят и решительно не понимают. Я тружусь и собою очень доволен.

    Вообразите, что я не могу еще сказать ничего положительного о своем отъезде в Москву. Здесь как-то все не ладится по хозяйству. Снег с шоссе сдувает, и не знаем, как ехать, а главное, надобно матушку16 отправить, а с этим сладить нелегко при ее трусости и нерешительности. Очень хочется в Москву. Ведь я еще должен Вас допросить о Малороссии17.

    На днях получил письмо от Свербеева, признаюсь, пренасмешливое и премилое, а еще более политичное. Такая досада, что я не император, хоть тибетский. Министр иностранных дел совсем готов18, да не знаешь, куда деть его. Благодарите Вашего батюшку за его любезное посланьице. Скажите ему, что я нынешний год славно охотился, за что честь и слава втройне. И его и Вас благодарят матушка и жена.

    Ваш А. Хомяков
     

    РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 4. Ед. хр. 131. Л. 7-8 об. Публикуется впервые.

    Письмо без даты; датируется нами ноябрем 1850 г.: в первой декаде ноября, по всей вероятности, семья Аксаковых переехала из Абрамцева в Москву, ибо уже 19. XI. 1850 г. И. С. Аксаков отвечал родным на полученное от них сообщение о пропуске драмы К. С. Аксакова "Освобождение Москвы в 1612 году" через театральную цензуру.

    Главная новость, обсуждаемая в письме, - разрешение к постановке драмы К. С. Аксакова "Освобождение Москвы в 1612 году". В печать она была пропущена цензором А. Н. Очкиным в 1848 г. и в том же году напечатана в Москве в типографии Николая Степанова. Имя цензора, разрешившего поставить ее на сцене, нам неизвестно: С. Т. Аксаков в письме сыну Ивану от 29. XI. 1850 г. писал, что это сделал "какой-то немец", определенный на место цензора драматических сочинений А. М. Гедеонова в Петербургском цензурном комитете, который "залпом пропустил уже несколько пьес, непропущенных прежде". Сочинение Аксакова вызывало разноречивые оценки: одни, как историк С. М. Соловьев, считали его "очень эффектным в чтении", другие сомневались в драматургичности, третьи не понимали. Так, в 1849 г., находясь в Ярославской губернии, брат автора Иван Сергеевич познакомил с драмой своего хозяина, рыбинского купца, большого охотника до чтения. "Очень прекрасно", - отозвался он, но характер похвал ясно показывал, что в содержании пьесы он не понял ничего. А ростовский купец Хлебников, другой знакомый И. С. Аксакова, относившийся к русскому народу, боготворимому К. С. Аксаковым, презрительно, считал, что драма подтверждает его мнение, поскольку народ в ней "только повторяет все за Мининым". (Интересно, что в перечне персонажей "народ", в рукописи пьесы стоявший на первом месте, цензором Очкиным был помещен в конец.)

    М. П. Погодин и С. П. Шевырев считали пьесу неудачной. Отцовское самолюбие С. Т. Аксакова, обычно не обольщавшегося сочинениями Константина, было так задето резкими отзывами Погодина о пьесе, что он обратился к суду Гоголя. Прочитав пьесу, Гоголь в письме к Сергею Тимофеевичу от 12 июля 1844 г. не польстил автору: "Но зачем, не бывши драматургом, писать драму?... Для этого нужно осязательное, пластическое творчество, и ничто другое. Его ничем нельзя заменить. Без него история всегда останется выше всякого извлеченного из нее сочинения".

    Хомяков не без оснований беспокоился, как драма пройдет на сцене, сумеют ли ее сыграть артисты, поймут ли зрители. То, что она допущена к представлению, Хомяков считал не только личной удачей автора, но и общим везением славянофильского кружка. Следует заметить, что тема аксаковской пьесы была чрезвычайно близка Хомякову, начавшему писать в 1830-е гг. драму о Прокофии Ляпунове, но не завершившему работу.

    На премьере автора вызывали, и он выходил два раза кланяться публике. На обеде, устроенном после представления в честь автора, артист Д. Т. Ленский прочитал стихотворение:

    Константину Сергеевичу Аксакову
    Хвала, хвала вам, честь и слава,
    Наш новый автор молодой!
    Без фраз, не умствуя лукаво,
    Вы тихой <речью> русскою, родной
    В нас пробудили дух народный,
    Изобразили предков нам
    С их простотою благородной,
    А не с эффектом пошлых драм.

    Шиканье во время представления и замечания отдельных зрителей: "В кандалы бы автора да в Сибирь" - причудливо соединялись с отзывами типа: "Скука была непроходимая, так что едва можно было высидеть до конца" (Б. Н. Чичерин). Сам автор считал, что пьеса шла "при общем внимании", но что последние три действия (из пяти) "поняты едва ли половиною; многие называют их скучными" (письмо Ю. Ф. Самарину без даты // РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 4. Ед. хр. 97. Л. 91).

    Хомяков к представлению драмы, состоявшемуся 14 декабря, приехать не сумел, очевидно, надеясь увидеть пьесу впоследствии, - но первое представление драмы оказалось единственным. Шум на спектакле (горячее сочувствие райка происходящему на сцене и негодование сановной публики) привели к "передряге", по слову С. Т. Аксакова: цензор А. М. Гедеонов затребовал пьесу в Петербург, после чего она была запрещена к представлению.

    А. С. Хомяков - И. С. Аксакову

    <Июль-август 1853 года>19

    Благодарю Вас, любезный Иван Сергеевич, за письмо20 и за самый вопрос, к которому Вы в нем приступили21. Вы совершенно правы в том, что не смущаетесь общепринятым мнением22. Так называемое мнение есть весьма часто пустая или неясная формула, допущенная в обиход для устранения мнений, которые под нею притаиваются, нередко разноглася между собою и связываясь с формулою тонкими нитями диалектики, допускающими почти совершенное отрицание. Вот причина, почему я позволяю себе не соглашаться во многих случаях с так называемым мнением Церкви и почему Вы, со своей стороны, могли, с некоторою справедливостью, сказать такое строгое слово о Церкви исторической. В то же время я уверен, что добросовестное мнение имеет полное право высказаться и что, если оно справедливо, оно, до некоторой степени, оправдает общепринятую формулу, уясняя ее и не встретив того осуждения, которое Вы предвидите со всех сторон, от грека и скифа, от мирянина и духовного.

    Я отчасти испытал это со своим "Исповеданием". Многие, предубежденные ходячими формулами, думали, что духовные меня осудят чуть-чуть не на костер; а на поверку вышло, что все те, которые прочли, согласились, что оно вполне православно и только к тиснению неудобно или сомнительно23. Убеждения или мнения и формулы обиходные далеко не совпадают друг с другом, и я считаю себя в праве быть смелым в отношении к формуле, вполне преклоняясь пред убеждением. Верую Церкви, в которой нет и не может быть ошибки или лжи.

    Прежде чем приступлю к самому вопросу, я позволю себе сделать Вам маленький упрек по случаю одного отдельного выражения. Вы, оправдывая горе и отчасти невольный ропот (в чем, конечно, Вас обвинять нельзя), приводите в пример слова Христа: "вскую Мя еси оставил?"24 Вы в этом неправы. В словах Спасителя мы никогда ничего не можем видеть, кроме истины, без примеси какой бы то ни было гиперболы чувства. Христос на кресте судится, так сказать, с Богом, т. е. с неумолимою логикою мироздания. Он, невинный, жертва этой логики. Он один оставлен милосердием Божиим, именно для того, чтобы никто, кроме Него, не был оставлен и не мог роптать, и эту-то высокую истину Он выразил в Своем скорбном обращении к Отцу. Вы за это замечание на меня пенять не будете. - Еще другое вводное слово. Вы обвиняете Вине25 (Vinet), с некоторою досадою, за выражение, что человек, часто испытанный страданием, имеет причины считать себя "особенно любимым" и т. д. Я не стану оправдывать выражения, может быть, не вполне строгого; но смысл его Вы оправдали, сами того не замечая. В середине письма Вы говорите: "... счастливцу легче забыть Бога, чем страдальцу, которому нет другого утешения". Избавление от искушения не есть ли милость, и не оправдан ли наш общий друг Вине?

    Перейдем к самому вопросу. Он, по-видимому, самостоятелен; но действительно, по отношению молитвы к греху, греха к судьбе человечества, разумения и познания к воле и действию он входит в разряд тех неисчислимых вопросов, которые возникают из сопоставления свободы человеческой и Божиего строительства (или необходимости) и которые наделали столько хлопот человеческому уму, что Мильтон считает их наказанием для чертей в аду26. Эти отношения можно покуда отстранить, и тогда вопрос значительно упрощается. Общие или необходимые формулы: человек наказывается за грехи несчастьем или посредством жизненного горя освобождается (положим, хоть отчасти) от ответственности за свои проступки. Кроме последнего положения (не общепринятого и чисто латинского), эти формулы можно принять и, будучи ясно поняты, они, как мне кажется, совершенно согласны с истиною. Затруднения Ваши возникают, если не ошибаюсь, из двусмысленного употребления слова грех в общем разговоре и даже в учении духовных писателей. Это слово обозначает: или собственно проступок личный человека, противный законам Божией правды, или общее отношение человечества к Богу, возникшее из первоначального нарушения закона, предписанного человеку. Мир есть творение, мысль Божия, и, сам по себе, он представляет полную и строгую гармонию красоты и блаженства. Дух, нарушающий закон Божественной правды, становится, по необходимости, в состояние вражды с Божией мыслью, с гармонией мироздания, и, следовательно, в состояние страдания, которое было бы невыносимо, если бы оно не умерялось постоянно благостью Божиею. Высшее или полнейшее выражение этого страдания - смерть, проходящая через всю земную жизнь человека, в разнообразии своих частных и неполных проявлений, от расшибленного лба, занозы и даже самой легкой неприятности до нестерпимого страдания и горя. Человек, каждый, дольник греха27, по необходимости дольник страдания и, следовательно, страдает вследствие, но не в меру своей доли нравственной нечистоты. Не страдание человека, а его полное счастье было бы в высшей степени явлением античеловеческим. Итак, совершенно справедливо говорит обиходная формула, что человек наказывается за грехи, хотя бы, может быть, яснее было сказать за грех, т. е. за греховность свою. Один только Христос, не будучи дольником греха и подчинившись добровольно логике человеческих отношений к Божьему миру, т. е. страданию и смерти, осудил эту логику, сделав ее несправедливою к человеку вообще, которого Он в Себе представлял, хотя без Него она была бы справедлива к каждому отдельному человеку. Он без греха, из любви, принял все условия земной жизни, не принимая даже заслуженного блаженства, чтобы не разлучиться с братиею, обращая таким образом добровольно принятый грех человеческого неповиновения и неправды в добродетель и высшую правду любви. Я не привожу текстов, подтверждающих это верование по самой простой причине: если мы приняли дух Евангелия, то слова наши будут согласны с текстами; если же нет, то и тексты мы приведем и поймем криво. Человек страдает как дольник греха. Итак, совершенно справедливо сказать, что человек наказывается за грехи, хотя крайне неразумно было бы думать, что он страдает по мере своей доли, как некоторые думают, и как можно бы предположить из отдельных выражений Св. Отцов. Мера каждого безмерна, как грех вообще, и в каждом она облегчается милостью Божией, по закону Его общего строительства, неизвестному ни нам, ни даже высшим Его созданиям, как можно заключить из одного места послания к ефесеям28. Вы совершенно правы, говоря, что Бог не наказывает человека, а что зло само себя наказывает по неотразимому закону логики, и, в этом случае, я Вам дам текст для оправдания против тех, которые стали бы Вас обвинять. Апостол Иаков говорит: "... как сам Бог не искушается злом, так и не искушает Он никого"29, а напротив того: "... всякое деяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, исходяй от Отца светов"30. Злом тут называет он не страсти, а всякое зло жизненное; ибо он прежде сказал: "... блажен человек, претерпевший искушение"31. Что человек страдает не по той мере личного греха, т. е. видимого проступка, которую мы склонны ставить в соотношение со страданием, в том нам свидетельствует Сам Христос, когда на вопрос: почему человек болен, по своим ли грехам или по грехам родителей, Он отвечал: "ни по тем, ни по другим, но да явится на нем сила Божия"32. Если в одном случае он так сказал, то ни в каком случае нам нельзя искать того отношения между грехом и страданиями, которое многими предполагается. Разумеется, что больной, о котором говорил Спаситель, все-таки страдал как дольник греха, и словами Спасителя отстраняется только ложная идея меры; ибо иначе мы должны бы были предположить, что больной страдал сверх меры, т. е. несправедливо. Сам же грех наказывает себя логическим выводом - страданием, всегда умеряемым милосердием Божиим. Итак, сознание, что человек страдает за свой грех (как дольник греха), и сознание греха в каждом страдании, как бы оно ни было ничтожно, совершенно справедливо. То же самое относится и ко всякому неразумию, которое есть только одна из форм духовного страдания. В суждении о Вине не должно забывать, что он в одном месте говорит: "les peches sont le peche (грехи суть грех) и чрез это отстраняет идею меры, которая Вас, мне кажется, сбила; ибо, отстранив ее, выйдет, что Вы согласны и с Вине, и с учением всего христианства, кроме латинствующих.

    не дается другому? Кто скажет, почему не всем людям одна судьба?33 В похвале страданию вообще много риторства, это правда; но не должно его оставлять и без похвалы. Вы совершенно правы, а что еще лучше, правы с теплотою душевною, когда говорите, что Бог учит всем, скорбью и радостью, солнцем и бурею34. Но что же из этого? Пословица все-таки права: "Гром не грянет, мужик (человек) не перекрестится". По крайней мере, часто так бывает.

    О страдании и счастье я готов сказать то, что Павел о посте: "ты не ешь и благодаришь Бога, другой ест и благодарит Бога, и оба делают хорошо"35. Вине говорит: "если ты много страдаешь, думай, что тебя Бог много любит", а кого же Он любит немного? Или кого не любит Он, если человек только позволяет Богу любить его? Вине не прав, ибо дозволяет какую-то гордость страдания. Об этой гордости сказать можно то же, что Варсонофий о гордости поста: "Ты постишься, а брать твой ест, и ты этим хвалишься. Пост - лекарство для души. Чем же ты хвастаешься, что с помощию лекарства достигаешь здоровья, которое брат твой имеет не лечившись? Разве больные могут хвастаться?"36 Но они могут и должны благодарить Целителя, понимая Его явную любовь37. Бог не посылает страдания, логического последствия греховности нашей; нет, Он постоянно умеряет его едкость; но Он не устраняет его, дабы человек не впал в тупое довольство собою и миром. Страдалец благодарит Бога, счастливец также; оба равно Богу угодны. В этом я согласен38 и даже думаю, что благодарность счастливого человека лучше и святее. Вине говорит (слов не помню, но смысл таков): "Ты встал сытый из-за стола, и взглянул на небо, и мысленно благодарил Бога - ты еще не благодарил. Уделил ли ты часть свой трапезы голодному? Или подумал ли умом и сердцем, как бы его насытить? Или, если все это тебе недоступно, поскорбел ли ты искренно об его голоде? О, тогда ты благодарил". Страдание способнее к состраданию, чем счастье (я говорю вообще, ибо иногда оно ожесточает39), и поэтому благодарность, т. е. выражение ее в деятельности любви к ближнему, труднее счастливому, чем несчастному. По этому самому человек, признавая страдание за последствие и, следовательно, за наказание греха, должен благодарить Бога, допустившего это страдание и убавившего, так сказать, тягость счастья, которой он не умел носить.

    Вы видите, что мысль моя очень похожа на Вашу и что вообще разница между Вами и общепринятою формулою заключается собственно в том, что в нее вводят идею не только зависимости скорби от греха, но еще какого-то арифметического отношения скорби к греху, т. е. чистую и явную нелепость. Отстраните ее, и Вы согласитесь, что если бы человек был безгрешен, Бог бы не мог его посещать страданием или смертью: смерть обратилась бы в преображение. Это служит ответом на безумное мнение, недавно возведенное в догмат папою, о полной безгрешности Божией Матери.

    Но тут снова встречается тот бесконечный вопрос, о котором я уже говорил, вопрос о совмещении свободы и необходимости. Каким образом может человек, так сказать, требовать и вытребовать изменения логических законов мироздания? Каким образом может он от Бога, всегда умеряющего строгость логического закона, т. е. враждебность мира (Его мысли) к человеку, отвергшему святость этой мысли, испросить еще большего умягчения закона в частном случае? Вопрос, очевидно, неразрешим вполне; но, в то же время, душа как-то чувствует, что различие между законом мысли Божией в отношении ко всему миру и в отношении той же мысли к каждому данному случаю выдумано бредом нашей слепоты и не имеет никакой существенности. Законы нравственного мира также непреложны, как и законы физического мира (который есть в то же время и нравственный); а между тем, мы чувствуем, что наша воля (разумеется, под благодатью) изменяет нас самих и, следовательно, наши отношения к Богу. Почему же та же воля, выраженная в молитве, не могла бы изменить и отношений наших к миру внешнему? Скажете ли, что в одном случае молитва, явно законная (ибо есть требование улучшений), не может не быть исполнена, а в другом ее исполнение было бы, так сказать, незаконным, ибо оно нарушило бы логику всеобщих явлений? Тут более кажущейся, чем истинной правды. Я горд и прошу исправления от гордости; я тону и прошу спасения от воды. Гордость моя есть, так же как и опасность моя, логический вывод из целого ряда предшествовавших, внутренних проступков, увлекающих меня к новым проступкам или порокам; а за всем тем воля, под Божиим благословением, останавливает мое падение. С меньшею явностью относится этот закон и к физической опасности, но он остается тот же.

    Однажды две дамы говорили целый вечер о чудесах; покойная жена моя40, бывшая при этом, вернулась в дурном расположении духа и на вопрос мой, "чем она недовольна?" рассказала мне весь разговор. "Я все-таки не вижу, чем ты недовольна?" - "Видно, они никогда не замечали, сколько чудес Бог совершает в нас самих, что столько хлопочут о чудесах внешних". - Просите царства Божиего, и все приложится вам. Всякая молитва заключается в "Отче наш"; но, мне кажется, Вы ошибаетесь невольно, когда идею воли Божьей вы ограничиваете логическим развитием мировых законов41. Они - выражение Его воли, но не оковы, наложенные на Его волю. К чему же просить нарушения законов, которым я подчинился вследствие греховности, т. е. законов страдания внешнего, которое часто спасительно? К тому, что естественно просить избавления от него и улучшения внутреннего в жизни бесскорбной. Это естественно. Хороша покорность в страдании, еще лучше благодарение за страдание; но искренно пропетый благодарственный гимн (выражающийся всею жизнью) за избавление от скорби точно так же великолепен, как Иовово терпение42, а душа просит всякого счастья.

    Видимое улучшение жизни физической, происходящее от простого напряжения умственных способностей (в Англии), будущее усовершенствование жизни земной, которое Вы предвидите, по-моему, весьма справедливо ставят в Ваших глазах все эти явления вне зависимости от закона нравственного. Это едва ли справедливо. Множество пороков, в их явной отвратительности и уродливости, делаются невозможными в образованной земле, так же как засуха или чума. Следует ли из этого, что нравственный закон также подчинен необходимому развитию? Англия выше России в жизни физической и общественной - правда43, но она и выше ее и в приложении своих нравственных законов (хотя самые законы могут быть и ниже). Человек гадит свою внутреннюю жизнь так же, как и зажигает дом свой, часто из неведения. Во всех случаях мы просим разумения и мудрости и во всех, кроме Божией милости, идем и путем внешним, размышлением, чтением, беседою и т. д. Я скажу более: самое улучшение в физической жизни народов едва ли не находится в прямой зависимости от чувства взаимной любви, старающейся приложить всякое новое знание к пользе других людей-братий; недаром всякое просвещение дается только христианским народам. "Всякое даяние благо (в мире физическом), и всяк дар совершен (в мире нравственном) свыше есть, исходяй от Отца светов"44. Труд для пользы других, бескорыстный (хотя отчасти), есть молитва, и молитва не только высшая, чем лепетанье славянских слов в уголке, перед суздальскою доскою, но высшая многих, гораздо более разумных молитв, в которых выражается какой-то загробный эгоизм более, чем любовь. Молитве, так сказать, нет пределов. Отрывать ее от жизни, формулировать, заключать ее в отыскании "серединной точки" и проч., все это нелепо45. Она цвет жизни. Как всякий цвет, она обращается в плод; но она не лезет со своим великолепным венком из лепестков и семенных пучков, без стебля, листьев и корней, прямо из сухого песка, лишенного всякой растительности. Она может возникнуть, как некоторые тропические растения, почти в один миг, с необыкновенною красою и блеском, или развиваться медленно, как Cactus Zeherit (или столетний цвет); в обоих случаях у нее были жизненные корни. Кому в голову придет отделить молитву Иисуса от Его проповеди, от Его исцелений, от Его крестного подвига? А впрочем, всякое счастье нужно человеку и всякое дается Богом: вспомним чудо в Кане Галилейской46.

    и что нигде прямого разногласия нет. Вы немножко слишком много приписываете общему закону; но это очень естественно, потому что вообще слишком много дают простора партикуляризму47. "Голова разболелась - это оттого, что на Кузьму и Демьяна я к обедне не ходила". Жаль только, что ни один помещик, когда у него болят зубы или спина, не подумает, что это - вознаграждение за оплеуху, данную камердинеру или за синяки на спине крестьянина. Если бы я видел партикуляризм, принявший то же направление, грешный человек - не стал бы и восставать против него, хотя в душе и отвергал бы.

    Прощайте. Кажется, ереси в Вас нет, а только некоторый маленький стоицизм и боязнь вмешивать Бога в суету жизни земной. Впрочем, я уверен, что Вы со мною согласитесь48.
     

    С. 356-365.

    Это письмо Хомякова, адресованное в 1853 г. И. С. Аксакову, касается богословских вопросов. Самарин, под редакцией которого впервые в 1864 г. были изданы богословские работы Хомякова, причислил их автора к учителям Церкви. И хотя Н. А. Бердяев увидел в этом утверждении преувеличение, однако не отрицал, что оно содержит и "долю истины". Последующие исследователи были уверены, что "до Хомякова в России не существовало настоящей православной философской школы" (см.: Скобцова Е. А. Хомяков. Paris, 1929. С. 9.). Интересен отзыв о богословских работах Хомякова известного богослова и культуролога ХХ века Н. С. Арсеньева: "Я был сначала поражен, а потом даже ошеломлен. Поражен, потому что это не был язык средней богословско-назидательной литературы середины или конца XIX столетия. Это было нечто большее, это было что-то новое по размаху и высоте созерцания, глубине и силе свидетельства (не говоря уже о яркости и мощи стиля). Это было овеяно близостью внутренней к писаниям апостола Павла или, вернее, созерцанием того, о чем говорил, что созерцал и чем жил апостол Павел: Церковь как живая, растущая, динамическая величина, созидаемая в живых людях Духом Божиим" (Арсеньев Н. С. Дары и встречи жизненного пути. 1974, Франкфурт-на-Майне. С. 220).

    "Письмо к г. Бунзену", "Письмо к монсеньору Лоосу, епископу Утрехскому" и др.). И со своими соратниками по славянофильскому кружку - И. В. Киреевским, А. И. Кошелевым, Константином и Иваном Аксаковыми - Хомяков также вел переписку по богословским проблемам, иные из его писем похожи на трактаты. Из перечисленных корреспондентов Хомякова Иван Сергеевич Аксаков был самым неискушенным. Воспитанный в благочестивой семье, аккуратно соблюдавший церковные обряды, в вопросах теологии он, однако, осведомлен не был. В течение девяти с лишком лет находясь на службе, как правило, в провинции, ревниво исполняя свои обязанности, постоянно в разъездах, он имел мало времени, чтобы "нырнуть в глубину", по его собственному выражению.

    Приехав в июне-июле 1853 г. погостить в рязанское имение ближайшего друга Хомякова, публициста, редактора, издателя Александра Ивановича Кошелева (1812-1883) Песочню, он на досуге вел разговоры с хозяином, очень увлеченным в ту пору чтением Святых Отцов. Кошелеву воззрения И. С. Аксакова о молитве, о Божием наказании показались не согласующимися с христианством, и с православием в частности, поэтому было решено прибегнуть к авторитету Хомякова.

    И. С. Аксаков в письме к Хомякову от 21 июня 1853 г. изложил свои взгляды на страдание и молитву, выразив несогласие с протестантским пастором Александром Вине по вопросу о грехе. Автора письма беспокоило, не являются ли его собственные взгляды еретическими по своей сути.

    Хомяков, не обнаружив ереси в суждениях Ивана Сергеевича, подробно разъяснил, в чем тот прав, а что упустил из виду. В письме Хомякова содержится и обоснование того, что развело его пути с современной ему церковью: "Я позволяю себе не соглашаться во многих случаях с так называемым мнением Церкви..."

    Богословские работы Хомякова, или "французские брошюры", как он их называл, так как писались они по-французски, первую из которых он упоминает в письме, при жизни автора печатались за границей, на русском языке появились после его смерти, в 1867 г., и не на родине, а в Праге, и в Россию проникали потаенным путем. До начала 1880-х годов русская духовная цензура считала религиозные сочинения Хомякова "к тиснению неудобными": церковные ортодоксы "французские брошюры" трактовали как не относящиеся к православному сознанию, сочинителя подозревали в протестантском уклоне, осуждали присущую ему независимость мысли, "полнейшую свободу в религиозном сознании", по словам Самарина.

    Примечания

    1) Писем Хомякова к Аксаковым известно немного, поскольку общение его с этой семьей было практически постоянным; основной корпус опубликован в 8 томе Полного собрания сочинений Хомякова (М., 1900), новонайденные - в Хомяковском сборнике (Томск, 1998); письма богословского характера - в двухтомной "Биографии Александра Ивановича Кошелева" Н. П. Колюпанова (М., 1892).

    2)Николай Михайлович Павлов (псевдоним Н. Бицын) - крестник С. Т. Аксакова, математик по образованию.

    3)Закрыть... не Николая Филипповича... - Н. Ф. Павлов (1803-1864) - писатель, критик, издатель-редактор газет "Наше время" и "Русские ведомости". Был близок к западникам.

    возникла по частному вопросу о переселении германских племен на Запад под натиском Атиллы, о чем Хомяков упомянул в статье "Вместо введения" к Сборнику исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (издатель Д. А. Валуев; 1845). Рецензировавший "Сборник" Кавелин (Отечественные записки. 1846. № 7, без подписи) отметил, что этот эпизод не подтверждается ни одним из источников. Хомяков не согласился и выступил в печати. Завязалась дискуссия, в которую на стороне Кавелина вмешался Т. Н. Грановский ("Отечественные записки", № 4), заявивший о небрежном отношении Хомякова к историческим фактам. Подробнее см.: Пирожкова Т. Ф. Славянофильская журналистика. М., 1997. С. 52-53.

    5)... доконайте этот родовой быт... - В 1850-1851 гг. К. С. Аксаков работал над статьей о родовом быте (см. его письма И. С. Аксакову 1850 и 1851 гг. // РГБ. ГАИС / III. Карт. III. Ед. хр. 1 б. Л. 22, 36об). Статья К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (по поводу мнений о родовом быте)" была напечатана в I томе "Московского сборника" 1852 г.

    6)... возможна ли она на сцене... - Эта же мысль посетила и И. С. Аксакова: "Чрезвычайно любопытно будет увидать, как вся эта драма выходит на сцене, в живом действии... Мне думается даже, что драма эта выигрывает при внимательном чтении..." (письмо от 27. XI. 1850 г. // Аксаков И. С. Письма к родным (1849-1856) / Изд. подготовлено Т. Ф. Пирожковой. М., 1994. С. 181-182).

    7)... сумеют ее разыграть, сумеют ли ее понять. - Драма была поставлена на сцене в бенефис артиста Малого театра Леонида Львовича Леонидова (Стакилевича) (1821-1889), который играл Прокофия Петровича Ляпунова; в ней были заняты замечательные актеры: В. А. Дмитревский играл Пожарского, М. С. Щепкин - Салтыкова, С. В. Шумский - Андронова, в народных сценах был занят П. М. Садовский. Актеры были воодушевлены, что касается публики, то, по мнению бывшего на представлении И. С. Аксакова, драма произвела "и негодование, и сочувствие, и полное непонимание, и кривое истолкование" (письмо А. О. Смирновой от 25. XII. 1850 г. // Русский архив. 1895. №12. С. 449). Слова Ляпунова во втором действии, что бояре свысока смотрят на черный народ, что "все мы, от мала до велика, все христиане православные, и русские люди, все братья", вызвали горячее одобрение райка, который кричал: "Правда! Правда!", тогда как первые ряды кресел выкрикивали: "Коммунизм!"" (письмо К. С. Аксакова Ю. Ф. Самарину без даты // РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 4. Ед. хр. 97. Л. 91 об., а также кн.: Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1895. Кн. 9. С. 463).

    8)... питаете благородное презрение к искусству... - О том же читаем в письме И. С. Аксакова родным от 13. XI. 1850 г.: "Странный человек Константин! Он удивительно как способен удовлетворяться идеею!.. Придет ему мысль о равнодушии к искусству, и он становится равнодушен!" (Аксаков И. С. Письма к родным (1849-1856). С. 180).

    "Замечаниям (Memoires de ma vie) Владимира Ивановича Хитрово".

    10)... жене моей... - Екатерина Михайловна Хомякова (урожд. Языкова; 1817-1852), сестра поэта Н. М. Языкова. Замужем за Хомяковым с 1836 г.

    11)... все-таки даром она пройти не может... - 25 декабря 1850 г. С. Т. Асаков сообщал Гоголю: "... до сих пор Москва полна разговоров, брани и клевет на автора" (Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960. С. 211).

    12)... послал... ту работу, о которой знаете. - Имеется в виду статья "Об общественном воспитании в России". В сокращенном виде впервые увидела свет в газете И. С. Аксакова "День". 1861. №1. "Воспитанию общества", пробуждению его от умственной лени и апатии Хомяков посвятил всю свою жизнь, хотя и сознавал, что ни он сам, ни его соратники не доживут "до жатвы". Талантливый публицист, Хомяков принял участие почти во всех московских журналах и сборниках своего времени: "Московском вестнике", "Московском наблюдателе", "Москвитянине", уже упомянутом "Сборнике..." (примеч. 4), в "Московских сборниках" 1846, 1847 и 1852 гг., был инициатором и активным сотрудником славянофильского журнала "Русская беседа".

    13)... отношением цензуры к образованию общества. - Хомяков писал в конце статьи: "... излишняя цензура делает невозможною всякую общественную критику, а общественная критика необходима для самого общества, ибо без нее общество лишается сознания, а правительство лишается всего общественного ума" (Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 238-239).

    15)... со своею "Семирамидою". - Основной исторический труд Хомякова, начатый им в конце 1830-х гг. по настоянию историка-славянофила Д. А. Валуева и оставшийся незавершенным (работу над ним А. С. прервал после смерти жены в 1852 г.; изложение доведено до рубежа I-II тысячелетий по Р. Х.). "Семирамидою" его в шутку назвал Гоголь по случайно увиденному в тексте слову. Впервые был напечатан филологом и историком, близким знакомым Хомякова А. Ф. Гильфердингом (редактор-издатель) в 1872 г., давшим этому труду название "Записки о Всемирной истории".

    В отличие от большинства исторических трудов "Записки" посвящены "смыслу и разуму мира земного", "судьбам человечества", а не хронологическому изложению фактического материала. Особенностью "Записок" является введение автором истории славян в контекст всемирной истории, тогда как в существующей в то время исторической науке (главным образом немецкой школы) история славян вообще не рассматривалась. Подробнее см. в кн.: Хомяков А. С. Соч. В 2 т. М., 1994 / Вступит. ст., сост., подг. текста В. А. Кошелева. Примеч. В. А. Кошелева, Н. В. Серебренникова, А. В. Чернова. Т. I. Работы по историософии; Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000.

    16)Матушка - Мария Алексеевна Хомякова. См. о ней в публ. "Замечания (Memoires de ma vie) Владимира Ивановича Хитрово".

    17) ... еще должен Вас допросить о Малороссии. - В августе-сентябре 1850 г. К. С. Аксаков с сестрами совершил путешествие в Киев. По дороге заезжал к Хомякову в Богучарово, но хозяина не застал.

    19)Письмо не датировано, но так как оно является ответом на письмо И. С. Аксакова Хомякову от 21. VI. 1853 г. и получено последним до его отъезда в Петербург в начале второй половины августа, мы датируем его июлем - первой половиной августа 1853 г.

    20)Благодарю Вас... за письмо. - См.: Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. В 2 т. М., 1892. Т. II. Приложение 8. С. 61-68.

    21)Благодарю Вас... за письмо. - См.: Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. В 2 т. М., 1892. Т. II. Приложение 8. С. 61-68.

    22)Благодарю Вас... за письмо. - См.: Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. В 2 т. М., 1892. Т. II. Приложение 8. С. 61-68.

    "Церковь одна" (1864. Кн. 3), под заглавием "О Церкви". Напечатана в 1867 г. во II т. сочинений Хомякова, изданном Ю. Ф. Самариным в Праге под заглавием "Опыт катехизического изложения учения о Церкви". Главная мысль этого труда - мысль о единстве Церкви ("единство многочисленных членов в теле живом"), которое создается единством Божией благодати. Она простирается и на живущих, и на тех, кто еще "не вызван Им из небытия к бытию". Божия благодать, по мнению Хомякова, распространяется и на непокорных, которые находятся вне Церкви и не слышат ее призывов "к усыновлению Божиему во Христе", т. е. Церковь не осуждает "чужого раба" (Римл. 14, 4). Церковь едина и свята, "ею святится все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна, потому что сущность ее состоит в согласии и единстве духа и жизни всех ее членов... потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви" (цит. по: Хомяков А. С. Соч. В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7). Некоторые положения этой работы, например: "Церковь земная и видимая не есть еще полнота и свершение всей Церкви" или "... и ни одна община, и ни один пастырь не могут быть признаны за хранителей всей веры", а также рассуждения о телесной природе ангелов - не могли быть приняты официальной церковью. См. подробнее: Хомяков Алексей. Сочинения: Церковь одна. Семирамида / Вступит. ст. Б. Н. Тарасова. Коммент. В. М. Гуминского. М., 2004.

    24)В русском переводе: "Для чего Ты Меня оставил" (Мф. 27; 46. Мк. 15; 34).

    25)Вы обвиняете Вине... - Речь идет о протестантском пасторе Александре Вине (1797-1847), проповедями которого в 1840-1850-е гг. увлекалось русское общество и с некоторыми мыслями которого И. С. Аксаков не был согласен, в частности, с мыслью о том, что Бог наказывает человека за "конкретные" грехи, что страдания - "необходимый путь для обретения благодати". Если муки помогают обрести благодать, рассуждал Аксаков, то человек должен просить страданий и ему грешно избавляться от Божиего наказания (например, от засух, наводнений, болезней). Кроме того, страждущий человек, считал Аксаков, может вообразить себя "особенным фаворитом Божиим: мысль... в высшей степени гордая и отдаляющая от Бога". Он также недоумевал: почему добродетельный человек иногда страдает больше, чем злой? (Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. Приложение 8. С. 62, 63, 64).

    26)... Мильтон считает их наказанием для чертей в аду. - Отсылка к эпической поэме английского поэта Джона Мильтона "Потерянный рай" (1667), в которой бесы рассуждают о свободе воли, судьбе:

    "Other apart sat on a hill retired

    Of Providence, foreknowledge, will, and fate,
    Fixed fate, free will, foreknowledge absolute;
    And found no end in wandering mazes lost.
    Ogood and evil much they argued then,

    Passion and apathy, and glory and shame.

    (Milton. Paradise Lost. 2 Book. Р. 557).

    Другие (бесы), более возвышенные в мыслях, сидели поодаль на уединенной горе, сладко между собою беседуя о промысле, о предприятии, о воле, о судьбе. Они определяли, что есть судьба, свобода воли, безусловное предведение и не могли наговориться, путаясь в сетях своих умственных построений. Много они тогда наговорились о добре и зле, о счастье и о конечном бедствии; о страсти и об апатии, о славе и позоре. Все это было суемудрие и любомудрие ложное..." (Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. VIII. С. 357-358).

    28)... из одного места послания к ефесеям. - Имеется в виду следующее место из послания ап. Павла к ефесянам: "... дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия..." (3, 10).

    29)Хомяков цитирует Соборное послание ап. Иакова (1; 13).

    30)Там же. Ст. 17.

    31)Там же. Ст. 12.

    33)... почему не всем людям одна судьба? - Хомяков отвечает на вопрос И. С. Аксакова: если смертные страдают за грехи, отчего страдает не всякий грешник?

    34)... Бог учит всем, скорбью и радостью, солнцем и бурею... - Имеется в виду следующее рассуждение из письма И. С. Аксакова: "... Бог вразумляет (пожалуй, - говори кто хочет - и наказывает) всем, и восходом ясным солнца, и бурею, всеми явлениями природы и жизни, мира внешнего и нравственного: учись, кто хочет; всем предложена трапеза: садись за нее, кто пожелает, а не хочешь учиться, не хочешь сесть за трапезу - сам виноват, если останешься невежей, если будешь голоден" (Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. Приложение 8. С. 63).

    35)Римл. 14; 3, 6.

    36)... Варсонофий о гордости поста... - Хомяков цитирует египетского отшельника Варсонофия Великого (конец V в. - конец VI в.). Его ответы ученикам в 1803 г. были изданы греческими монахами; в русском переводе напечатаны в 1855 г. под заглавием "Преподобных Отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников".

    38)В этом я согласен... - То есть согласен с мыслью И. С. Аксакова: "Пусть же грешник наслаждается всеми земными благами: я не назову его счастливым, потому что он не готовится к жизни загробной, потому что он не знает радостей чистых. Пусть страдает добродетельный, лишившись ног от простуды, следовательно, от собственной вины. Я вижу на нем не наказание за грехи, а исполнение законов природы, установленных Богом, следовательно - воли Божией. Меня не смутит его страдание: у него есть счастие другое, которого нет у грешника" (Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. Приложение 8. С. 64).

    39)Ср. у И. С. Аксакова в письме к Хомякову: "Иногда горе приводит человека к Богу, иногда счастие, и наоборот - горе иногда только ожесточает человека, счастье усыпляет душу" (Там же).

    40) ... покойная жена моя... - Екатерина Михайловна Хомякова, см. примеч. 10 к письму Хомякова К. С. Аксакову.

    41)... идею воли Божией Вы ограничиваете логическим развитием мировых законов. - И. С. Аксаков писал Хомякову о "стройном ходе законов, установленных Божией премудростью"; "Бог устроил логический порядок вещей, который уже сам силою логики своей неминуемо наказывает всякого нарушающего порядок" (Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. Приложение 8. С. 63, 67).

    Книгу Иова). И. С. Аксакова в пору написания письма занимал вопрос: почему страдают праведники?

    43)Англия выше России в жизни физической и общественной - правда... - И. С. Аксаков писал Хомякову, что Англия нашла средства избавляться от неурожаев, изобрела способ орошения полей, поэтому Бога не следует винить в неурожаях. Он надеялся, что недороды заставят русского человека "взяться за ум", "приобщиться к свету знания" (Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. II. Приложение 8. С. 63).

    44)... исходяй от Отца светов. - Слова из благодарственной молитвы священника в конце Литургии после причастия.

    45)Молитве... нет пределов. Отрывать ее от жизни... нелепо. - Здесь Хомяков возражал И. С. Аксакову, считавшему, что молитва не должна иметь "характер корыстолюбивый", быть свободной от "личных житейских требований" (Там же. С. 67).

    чуда в Кане Галилейской, говорил, что "всякое чистое человеческое веселье угодно Богу", самого же его "всякая даже чужая радость... радовала, и он старался облегчить всякую скорбь, даже когда сам был удручен скорбью" (Хомякова М. А. Воспоминания об А. С.<Хомяковe> // Хомяковский сборник. Т. I. C. 194).

    "отсебятине".

    48)... уверен, что Вы со мною согласитесь. - И. С. Аксаков в ответном письме от 27. IX. 1853 г. горячо благодарил Хомякова за его письмо.

    Раздел сайта: