• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Кузмин М. А.: Аналогия или провидение?

    Признать за поэтическим творчеством известное колдовство, некоторую волшебную силу - значит вернуть его к древнейшим истокам, к магическому значению и действию слов, словесных формул и прорицаний. Иногда простые лирические стихотворения в личной жизни поэта как бы отгоняют от него случившиеся бедствия, лишая их возможной напряженности и тяжких последствий, а также и предотвращая еще неизвестную грозящую беду. Я думаю, стало почти ходячим мнением, что, написав элегию, поэт значительно освобождается от томившей его печали и, наоборот, случайно выразив грустные, ничем, по-видимому, не вызванные мысли, он, может быть, отводит подстерегающее его несчастие. Часто поэт пишет об одном, не предполагая, что в этих строках совсем иное отыщут и прочтут потомки, а иногда и современники его.

    Разумеется, это свойство освобождения, ограды и провидения, принадлежащее поэзии личной, распространяется и на лирику общественную. В мистических практиках, а также и в Церкви давно учитывается таинственная сила колебания воздуха не только устремлением духовным, но и произнесенными вслух словами. Эта сила свойственна и поэзии.

    Мысли эти пришли мне теперь при чтении полузабытых стихов А. С. Хомякова... Поэзия не была главным занятием известного славянофила и, может быть, не совсем несправедливо оставлена в тени, хотя исследователь мог бы найти в ней какую-то ступень от Языкова последнего периода к Тютчеву. Чистая и благородная, она страдает однообразием, загораясь временами несколько риторическим пафосом. Но мне важна не столько поэзия Хомякова, сколько ее аналогия с переживаемыми теперь событиями. Даже не аналогия, а почти тождество, провидение поэта, зависящее не от одного сходства политических моментов, ибо:

    ... звонкий стих в себе вмещает
    Времен грядущих семена, -

    говорит сам поэт, и действительно, не отголоски первой половины XIX столетия, а будто подлинное описание теперешнего вандализма видим мы в таких строках:

    Разрушил чудеса минувших поколений, -
    И злато, и труды голодной нищеты,
    И сила юности, и прелесть красоты,
    Все было добычей владык ипоплеменных.

    ("Послание к Веневитиновым")

    При чтении этих строк, может быть, вспомнятся вообще всякие разрушители, но прежде всего те, что погубили Реймсский собор, Шантильи, Лувен...

    Прямо уже к русским, и именно к нам, русским 1914 года, относятся следующие, такие звучные и прочувствованные стихи:

    Их много там, где гнев Дуная,
    Где Альпы тучей обвились,
    В ущельях скал, в Карпатах темных,
    В Балканских дебрях и лесах,
    В сетях Тевтона вероломных...
    И ждут окованные братья -

    Когда ты крылья, как объятья,
    Прострешь?..


    Их час придет: окрепнут крылья,
    Младые когти подрастут,
    Вскричат Орлы, - и цепь насилья
    Железным клювом расклюют!

    ("Орел")

    Или следующие строфы "Оды":

    Потомства пламенным проклятьям
    Да будет предан тот, чей глас
    Против Славян Славянским братьям
    Мечи вручил в преступный час!

    Да будут прокляты сраженья,
    Одпоплеменников раздор,
    И перешедшей в поколенья
    Вражды бессмысленной позор!..

    И взор поэта вдохновенный
    Уж видит новый век чудес...
    Он видит: гордо над вселенной,
    До свода синего небес,


    Широким, дерзостным крылом,
    Но мощную главу склоняют
    Пред старшим - Северным Орлом.

    В другом стихотворении, как-то нам особенно близком в эти дни славянского объединения и галицийских побед, поэт, пророчествуя, рисует картину, которая ныне, полвека спустя, кажется вещим отражением наших страстных надежд:

    И с неба картину я зрел величаву:
    В убранстве и блеске весь Западный край,
    Мораву, и Лабу, и дальнюю Саву,
    Гремящий и синий Дунай.

    И Прагу я видел, и Прага сияла,
    Сиял златоверхий на Петшине храм;
    Молитва Славянская громко звучала
    В напевах, знакомых минувшим векам.

    И в старой одежде Святого Кирилла
    Епископ на Петшин всходил,
    И следом валила народная сила,
    И воздух был полон куреньем кадил,

    И клир, воспевая небесную славу,
    Звал милость Господню на Западный край,
    На Лаву, Мораву, на дальнюю Саву,
    На шумный и синий Дунай.

    А. С. Хомяков был в самом высоком значении этого понятия, он любил Россию и, сознавая умом просвещенным и свободолюбивым все исторические грехи ее, сердцем ощущал ее великое призвание, как, может быть, никто из вдохновенных, Он знал, что Россия "раскается" и победит.

    Не в пьянстве похвальбы безумной,
    Не в пьянстве гордости слепой,
    Не в буйстве смеха, песни шумной,
    Не с звоном чаши круговой;

    Но в силе трезвенной смиренья
    И обновленной чистоты
    На дело грозного служенья
    В кровавый бой предстанешь ты...

    Иди! тебя зовут народы.
    И, совершив свой бранный пир,
    Даруй им дар святой свободы,
    Дай мысли жизнь, дай жизни мир!

    Иди, светла твоя дорога:
    В душе любовь, в деснице гром,
    Грозна, прекрасна - Ангел Бога
    С огнесверкающим челом!

    ("Раскаявшейся России")

    духовную, культурную и психологическую:

    И вот, за то, что ты смиренна,
    Что в чувстве детской простоты,
    В молчанье сердца сокровенна.
    Глагол Творца прияла ты, -
    Тебе Он дал свое призванье,
    Тебе Он светлый дал удел:
    Хранить для мира достоянье
    Высоких жертв и чистых дел;
    Хранить племен святое братство,
    Любви живительный сосуд,
    И веры пламенной богатство,
    И правду, и бескровный суд.

    ("России")

    Едва ли события, современные Хомякову, давали ему повод к таким надеждам, столь нашим, столь верным, хотя и выраженным несколько прозаически:

    Все велики, все свободны,
    На врагов - победный строй,
    Полны мыслью благородной,
    Крепки верою одной.

    ("")

    Только теперь, в 1914 году, можно вполне понять и оценить эти вселенские чувства и сказать: да будет!

    Раздел сайта: